Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Хедж-фонды скупают сильно подешевевшие активы России и Украины

Но традиционные управляющие пока держатся в стороне из-за высоких политических рисков

Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Российские и украинские акции и облигации сильно подешевели в последние месяцы, что привлекло ряд хедж-фондов. С другой стороны, вследствие вероятного военного конфликта в Восточной Европе и западных санкций против России финансовые активы в регионе представляются сильно рискованными для некоторых крупных традиционных институциональных инвесторов. Им и без того пришлось понервничать из-за сложной ситуации на рынках, сложившейся в начале года в результате ужесточения денежной политики в США.

«Ситуация внушает тревогу. И инвесторы не готовы принимать на себя высокие политические риски», – говорит Джозеф Муавад, управляющий фондом облигаций развивающихся рынков Carmignac.

Однако некоторые хедж-фонды решаются покупать сильно подешевевшие активы, полагая, что, хотя президент Владимир Путин вряд ли в скором времени смягчит свою позицию, он не рискнет втягиваться в столь тяжелый конфликт. Основатель московского фонда «Балчуг капитал» Давид Амарян говорит:

Мы вполне уверены, что войны не будет. Я разговаривал со многими высокопоставленными людьми в российской власти. Они просто занимаются своими обычными делами. Если бы надвигалась война, они бы действовали по-другому. Все абсолютно спокойны.

По словам Амаряна, он покупает акции крупных российских компаний, таких как «Газпром» и Сбербанк: это «само собой разумеется», учитывая их мультипликаторы, размеры дивидендов и дорогую нефть.

С конца октября долларовый индекс РТС упал на 30%, хотя после ралли последней недели снижение составляет 20%. Если цены снова упадут, Амарян готов наращивать покупки: «Мы не настолько наивны, чтобы думать, что они пожмут руки и обнимутся. Но война, какой бы вид она ни приняла, не несет России никаких выгод. Мне идея завоевания Украины Россией представляется абсурдной».

Получающие высокую прибыль российские экспортеры и банки «сильно пострадали» в результате распродажи, и это может открыть возможности для удачных инвестиций, считает Карл-Анри Моншо, директор по инвестициям женевского Bank Syz. «Именно здесь и нужно сейчас находиться», – добавляет директор по инвестициям британской инвестиционной компании Argonaut Capital Барри Норрис, имеющий вложения в акции Сбербанка, «Газпрома», «Лукойла». При этом он также делает ставки против более дорогих акций менее крупных компаний, которые, по его мнению, могут пострадать в краткосрочной перспективе.

Отношение капитализации к прогнозируемой на ближайший год прибыли (P/E) у компаний из индекса Мосбиржи составляет всего 5, тогда как у компаний из индекса S&P 500 – около 21. По мнению Норриса, российский рынок «должен показать один из лучших результатов среди фондовых рынков в 2022 г.» благодаря большой доле крупных энергетических компаний и относительно низким коэффициентам стоимости.

Некоторые управляющие также видят хорошие возможности на рынке украинских гособлигаций. Например, в среду доходность долларовых бондов с погашением в 2032 г. составила 9,6%, тогда как у 10-летних казначейских облигаций США – менее 2%.

«Если посмотреть на это с российской точки зрения, эскалация выглядит очень разумно – но не война», – говорит Павел Мамай, основатель лондонского хедж-фонда ProMeritum Investment Management. В последние месяцы он покупал украинские бонды и частично хеджировал позицию, продавая некоторые российские активы. В цену украинских международных облигаций заложен риск войны, были панические продажи, отмечает Мамай.

Однако многие институциональные инвесторы не рискуют инвестировать в российские или украинские активы, учитывая высокую неопределенность и растущее напряжение между Россией и западными странами. По словам Венсана Мортье, заместителя директора по инвестициям Amundi, под управлением которой находятся активы на €1,8 трлн, «сложно захеджироваться» от наихудших сценариев, а традиционные инструменты защиты от риска такого экстремального, но плохо предсказуемого события в данной ситуации не подходят:

[Этот кризис] – типичный черный лебедь; сложно подготовиться к такому событию, поскольку вероятность того, что оно произойдет, исключительно мала. Но если оно все-таки случится, некоторые последствия будут сравнимы с армагеддоном.

Кризис вокруг Украины обозначил возвращение для инвесторов «старого геополитического риска», когда за ночь может произойти событие критической важности, предупреждает Джон Маколи, содиректор по североамериканским рынкам долгового капитала Citigroup.

Хотя нынешняя ситуация создает определенные возможности, есть все основания сохранять осторожность, считает Дэн Броклбэнк, директор Orbis Investments UK с 28 млрд фунтов активов: «Хотя мы считаем, что для успеха в инвестировании нужно быть готовым действовать от противного, это нельзя делать без причины. Покупка падающих акций Lehman Brothers, Theranos или Enron тоже была бы инвестицией от противного – но не очень умной».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку