Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Власти готовят новый сбор с авиапассажиров

Александр Авилов / Агентство «Москва»

Власти России готовятся ввести новый сбор с пассажиров самолетов, сообщают «Известия». 

Такую возможность рассматривает Министерство транспорта РФ совместно с госкорпорацией «Ростех» и АО «ТКП» (бывшая «Транспортная клиринговая палата»). Сбор будут взимать с путешественников при оформлении авиабилетов по стране.

Деньги пойдут на формирование резервного фонда поддержки пассажиров. Его будут использовать для исполнения обязательств перед клиентами в форс-мажорных ситуациях. Например, в случае банкротства авиакомпании пассажиров смогут посадить на другие рейсы или вернуть им деньги за несостоявшийся перелет.

По словам двух источников издания в авиаотрасли, сумма сбора составит от 70 до 250 рублей с одного перелета. Однако точный размер пока не утвердили. При этом часть денег может пойти не в бюджет будущего фонда, а оператору системы за оказание услуги. Предполагается, что им станет недавно созданное АО «Авиагарант», директором которого является вице-президент ТКП Алексей Шубенков. 

Власти утверждают, что новый платеж не приведет к подорожанию авиабилетов, так как их стоимость будет формироваться за счет перераспределения уже существующих компонентов перевозки. Сегодня в цене билета учитываются аэропортовый, топливный и сервисный сборы. Также взимается плата за обслуживание и безопасность пассажиров, за обслуживание самолетов в аэрохабах, за навигационные услуги диспетчеров.

Однако эксперты обратили внимание на непрозрачность механизма введения нового платежа. И как власти собираются избежать подорожания билетов, остается загадкой.

Младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова отметила, что осуществить перераспределение будет довольно сложно. Она пояснила, что все сборы имеют свое целевое назначение, и как их сокращать — непонятно. Вместо создания резервного фонда властям стоило заняться развитием предложений страховых продуктов при продаже авиабилетов, считает эксперт.

С Юровой солидарен гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. По его словам, «сборы сами собой не перераспределятся», поэтому введение нового платежа должно сопровождаться сокращением или отменой уже действующих. В противном случае цены вырастут на величину нового сбора.

При этом эксперт считает, что власти хотят создать резервный фонд, чтобы подстраховаться. Ланецкий пояснил, что из-за санкций российская авиация находится в очень тяжелом положении, и «текущий сезон переживут не все компании». «Сейчас половина самолетов в парках российских перевозчиков стоит на бетоне — это прямые убытки. Думаю, что из первой десятки две-три авиакомпании не доживут до окончания этого сезона», — полагает эксперт. 

Таким образом власти рассчитывают сэкономить бюджетные деньги и снять с себя ответственность за возможные банкротства авиаперевозчиков. Резервный фонд нужен, чтобы «нивелировать социальный взрыв» с помощью компенсаций за невыполненные рейсы, заключил эксперт.

читать еще