Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Война – это мир, поражение – это победа. Как ВГТРК создает альтернативную реальность для телезрителей

Театр в Мариуполе
Театр в Мариуполе t.me/uniannet

Западные санкции подрывают американскую экономику и не наносят вреда российской. Театр в Мариуполе, где от бомбежек пряталось более тысячи женщин и детей, взорвали украинские националисты. Российские войска успешно освобождают Киевскую область. США создали в Украине секретные лаборатории, где разрабатывается биологическое оружие. Китайский народ поддерживает денацификацию Украины, а Пекин выступает единым фронтом с Москвой в противостоянии с Вашингтоном.

Все эти сюжеты были показаны в преддверии войны и за месяц после ее начала в передачах телеканалов «Россия 1» и «Россия 24». О том, как создавалась эта альтернативная реальность, рассказывает The New York Times (NYT). Газета проанализировала тысячи электронных писем сотрудников ВГТРК, полученных в результате хакерской атаки и выложенных в открытый доступ группой DDoSecrets.

Работники созданной Кремлем пропагандистской машины регулярно получают инструкции от администрации президента и ФСБ, последняя также снабжает их материалами и темами для сюжетов. При изготовлении телевизионных агиток используются надерганные куски из новостных сообщений американских кабельных телеканалов (в основном, региональных), посты малоизвестных правых комментаторов из соцсетей, переработанные материалы китайских госСМИ.

Специалисты NYT создали поисковый инструмент для анализа материалов из файлов на 750 гигабайт, в которых содержится переписка с января по март 2022 г. Подлинность документов NYT подтвердила, проверив электронные адреса и их владельцев.

Искусство монтажа

3 марта филиал телекомпании ABC в Хантсвилле, штат Алабама, показал сюжет о росте цен на бензин. (Цена американской нефти WTI выросла в декабре-феврале с $65 до $95 за баррель, вслед за ней поднялись цены на бензин. Это объяснялось бурным восстановлением выходившей из пандемии мировой экономики. После вторжения России в Украину цена нефти взлетела до $130 за баррель 7-8 марта, но этот скачок еще не мог отразиться на цене бензина.) В сюжете был рассказ о том, как на местных автозаправках стали появляться стикеры с президентом Джо Байденом, который указывает на цену бензина, и подписью «Это сделал я». Работник АЗС объяснил журналисту, что снимает стикеры, так как это может вызвать проблемы при инспекции со стороны компании – владельца заправок.

Клип с этим рассказом набрал на YouTube скромные 30 000 просмотров. В нем отмечалось, что протест против роста цен на бензин, в ходе которого стикеры появились в нескольких регионах США, “gained a second wind”. Клип заметили в Отделе сбора международной информации и включили в обзор клипов из США. Через два дня, 5 марта, новостники ВГТРК получили письмо с указанием на клип, пишет NYT. В нем говорилось, что протестный флешмоб «с началом военных действий на Украине на фоне продолжающегося дорожать топлива обрел второе дыхание» (орфография оригинала сохранена – The Moscow Times):

Письмо про американский сюжет со стикерами на АЗС
Письмо про американский сюжет со стикерами на АЗС

Тем же вечером на «России 1» вышел репортаж о том, как американцы недовольны инфляцией. «Возмущенные водители украшают АЗС стикерами», рассказывает репортер, а работник АЗС из американского сюжета поясняет: «Я отклеиваю по 5-6 таких штук каждый день. Они появляются на всех наших колонках». В оригинальном сюжете вместо второй фразы звучит «с различных колонок», но в российском эти слова отрезаны, слышен только «перевод». Объяснение причины, по которой работник АЗС снимает стикеры, также отсутствует.

Из-за Украины Байден не может или не хочет заняться внутренними проблемами в США, заключает репортер.

Сюжет «России 1» про стикеры на американских АЗС
Сюжет «России 1» про стикеры на американских АЗС

Для служебного пользования

Важный поставщик «информации» для ВГТРК (и не только) – Федеральная служба безопасности. В день вторжения, 24 февраля, ФСБ отправила электронные письма в государственные СМИ, называя их «коллегами» и заявляя, что украинский солдаты бегут со своих позиций. В другом письме рассказывалось о нападении Украины на гражданское грузовое судно.

В марте ФСБ прислала рассказ о двух погибших в бою украинских офицерах, которые якобы убивали гражданских и вообще были террористами. Никаких доказательств этого не приводилось, но указывалось не приписывать эту информацию ФСБ. В вышедшем сюжете о службе не упоминалось.

ФСБ и Министерство обороны также объясняли пропагандистам, как освещать события, вызвавшие негодование в мире, пишет NYT со ссылкой на проанализированные письма. После бомбардировки драмтеатра в Мариуполе, где прятавшиеся там жители написали на земле «ДЕТИ», чтобы было видно с самолетов, военные направили ВГТРК и другим госСМИ письмо с темой «Важно!». В письме был видеоролик с женщиной, которая утверждала, что театр взорвала группа украинских националистов. «Пожалуйста, используйте в сюжетах», – говорилось в письме.

Украинские власти Мариуполя сообщали о 300 погибших в драмтеатре. По оценке агентства Associated Press, которое провело специальное расследование, их могло быть около 600.

Альтернативная информация

Есть у российских пропагандистов и свои любимчики. В США это ведущий Fox News Такер Карлсон, который поддерживает Дональда Трампа. «Обязательно возьмите Такера», – писал коллеге продюсер выпуска новостей о сюжете, в котором ведущий Fox News рассказывал о сближении Китая и России из-за действий Байдена (которое в реальности началось при Трампе) и как американские санкции против России могут подорвать статус доллара как резервной валюты.

Сюжеты Карлсона рассылались по всей ВГТРК, свидетельствуют электронные письма.

В Китае таким любимчиком стал главный надзиратель за государственными СМИ Шэнь Хайсюн, возглавляющий China Media Group. Согласно одному из писем, когда приближался его день рождения, руководители ВГТРК очень старались, чтобы отправленный ими подарок (альбом с репродукциями шедевров российских художников) вовремя прошел все карантинные мероприятия.

Пропагандисты перерабатывали китайские сюжеты, причем активность в этом направлении возрастала по мере усиления изоляции России после начала войны. Так они старались показать, что вместе с Россией выступает ведущая мировая держава, народ которой поддерживает справедливую войну, которую та ведет в Украине. В одном письме ВГТРК говорилось о якобы широко циркулирующем в китайском интернете призыве «Покупая российскую конфету, ты можешь превратить ее в пулю против нацизма». Ее использовали в российском сюжете.

«У Китая нет морального отношения к этой войне», – утверждает китаист, старший научный сотрудник Центра Карнеги за международный мир Александр Габуев. По его словам, никто из китайских руководителей не верил, что Владимир Путин начнет войну в Украине. В Пекине уверены, что в отношениях с США началась эпоха конфронтации, а отношения с Россией надо выстраивать на чисто прагматической основе, говорит Габуев: «Китаю нужны природные ресурсы, а России – промышленные товары и технологии».

Не брезгуют в ВГТРК и откровенными подтасовками. Ее репортер в Вашингтоне Денис Давыдов переслал коллегам в Москве YouTube-пост, где утверждалось, что в разжигании враждебного отношения России к Украине виновны США и НАТО. «Западный зритель ищет альтернативную информацию», – написал Давыдов в мейле (на просьбу NYT о комментарии он не ответил). Проблема в том, что пост был семилетней давности.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку