МОСКВА, 11 ноя (Рейтер) - Индия и Саудовская Аравия были основными направлениями для экспорта мазута и вакуумного газойля (ВГО) из российских портов в октябре 2024 года, показали данные трейдеров и LSEG.
Полный запрет на поставки нефтепродуктов из РФ в страны ЕС вступил в силу в феврале 2023 года, но часть российского топлива оказалась под эмбарго еще в августе 2022-го, и трейдеры были вынуждены перенаправить мазут и ВГО в Азию, в том числе на рейдовые перевалки «борт-борт» (ship-to-ship, STS).
В октябре 2024 года Россия сократила экспортные отгрузки темных нефтепродуктов в направлении Саудовской Аравии на 9% к сентябрю до около 0,65 миллиона тонн на фоне охлаждения спроса, поскольку в летнее время мазут закупался в основном для нужд электрогенерации.
Отгрузки мазута и ВГО из портов РФ в направлении Индии в октябре выросли на 56% к предыдущему месяцу до около 0,51 миллиона тонн, в то время как поставки российских темных нефтепродуктов в Китай упали на 35% до 0,47 миллиона тонн.
Китай и Индия покупают российские прямогонный мазут и ВГО для переработки в качестве альтернативного сырья более дорогой нефти сорта Urals.
Однако Китай планирует пересмотреть налог на импортируемый в страну мазут, что в перспективе может увеличить затраты переработчиков на покупку топлива и привести к сокращению спроса.
Несколько танкеров, принявшие на борт в российских портах порядка 500.000 тонн темных нефтепродуктов, направляются в Сингапур, однако часть этих объемов может быть также поставлена в Китай, по данным участников рынка.
Сингапур - крупнейший в мире бункеровочный хаб, и суда часто указывают этот порт в качестве промежуточного пункта назначения на своем долгом пути из балтийских портов РФ в китайские.
Еще около 200.000 тонн российских мазута и ВГО было отгружено в прошлом месяце в направлении Фуджейры в Объединенных Арабских Эмиратов, третьем по величине мировом бункеровочном порту.
Около 220.000 тонн мазута и ВГО из портов РФ направилось в октябре для STS-перевалки на рейдовые стоянки вблизи берегов Греции, по данным LSEG.
Основная часть этих нефтепродуктов перегружается на крупнотоннажные суда и направляется в страны Азии, говорят участники рынка.
В целом за октябрь экспорт мазута и ВГО из портов РФ сократился на 3% к предыдущему месяцу до около 4,15 миллиона тонн, по расчетам Рейтер на основе данных LSEG и отраслевых источников.