В России необходимо упразднить режим самозанятости, поскольку он способствует расширению теневого рынка труда и бьет по бюджету, который недополучает значительные суммы в виде налога на доходы физических лиц (НДФЛ), заявил зампред комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев. «Не надо было безработных квалифицировать как самозанятых. Ни в одной стране мира никаких самозанятых нет. А у нас государство лишило людей работы. Эти люди нашли какое-то занятие, чтобы прокормиться, а им говорят: "Нет, вы должны заплатить за то, что вас работы лишили, и платить еще налог". И придумали вот эту самозанятость», — сказал Арефьев изданию «Абзац».
По его словам, на данный момент в России зарегистрировано 12 млн самозанятых, из которых три миллиона — это молодые люди. При этом самозанятые зачастую устраиваются на работу без оформления, работают «в черную» или за минимальную зарплату, отметил Арефьев. В то же время, по словам депутата, перед властями стоит задача увеличить доходы бюджета. Чтобы решить этот вопрос, он предложил обязать компании официально оформить всех самозанятых, обеспечив им достойные зарплаты. Также он призвал использовать для пополнения казны золотовалютные резервы Центробанка и национализировать «источники доходов, которыми пользуется олигархическая верхушка».
Ранее в Совете Федерации заявили о необходимости готовиться к «жесточайшей экономии» денег в бюджете. Спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко предложила отменить часть налоговых льгот, бороться с теневой занятостью и вернуться к теме приватизации. При этом в приоритетах бюджета по-прежнему останутся «обеспечение потребностей силовых ведомств» и «специальной военной операции», отметил глава Минфина Антон Силуанов. Так, на армию и закупки оружия в бюджете текущего года заложено 13,2 трлн руб., а еще 3,45 трлн — на статью «национальная безопасность», куда зашиты бюджеты МВД, Росгвардии, Следственного комитета и спецслужб. В сумме силовые расходы достигают 40% бюджета.
По данным близких к правительству источников Bloomberg, российские власти рассматривают возможность вынужденного сокращения бюджетных расходов из-за падения цен на нефть и исчерпания Фонда национального благосостояния. За первое полугодие 2025 года, по данным Минфина, нефтегазовые доходы бюджета сократились на 17%, а общие — выросли лишь на 3%, то есть в реальном выражении (с учетом инфляции) начали сокращаться. Расходы при этом подскочили на 20%. В результате за шесть месяцев в бюджете образовался дефицит размером 3,7 трлн руб. — в 6 раз больше, чем за тот же период год назад.