Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Маржа АЗС в РФ увеличилась осенью, но остается отрицательной--расчет Рейтер

Максим Назаров

МОСКВА, 23 окт (Рейтер) - Подорожание бензина на российских АЗС в сентябре-октябре при стабилизации оптовых цен на топливо укрепило маржу розничных сетей, но пока не вывело её из отрицательной зоны, показали расчеты Рейтер.

Трейдеры говорят, что текущий средний уровень розничных цен на автобензин, в первую очередь Аи-92, в лучшем случае покрывает заправщикам затраты на товар, но не издержки при его реализации.

Розничная продажа бензина остается убыточной с конца июня, но дела постепенно выправляются за счет ускоренного роста цен на АЗС, а в ноябре улучшению рентабельности заправок будет способствовать падение оптовой стоимости автобензина в условиях сезонного ослабления спроса при одновременном увеличении производства после завершения текущих ремонтов НПЗ.

Наихудшее соотношение оптовых и розничных цен для заправщиков сложилось в середине августа: после стремительного роста оптовые биржевые цены на автобензин Аи-92 и Аи-95, с учетом затрат по доставке на АЗС, догнали стоимость указанных марок в рознице.

В течение двух месяцев стоимость автобензина на заправках росла быстрее, чем на бирже, обеспечивая снижение убыточности, однако издержки розницы всё еще не покрываются полностью.

«Торговля (бензином на АЗС) сейчас идет в убыток. У нас она стала убыточной с начала июля. В основном у всех остается минус», - объясняет владелец сети АЗС.

По его словам, частники, чтобы не торговать в убыток, поднимают цены или вовсе «заматывают шланги».

Высокие цены на стелах независимых АЗС отпугивают покупателей, выталкивая их на заправки нефтяных компаний, которые стараются максимально сдерживать рост цен.

В результате у АЗС вертикально интегрированных нефтекомпаний (ВИНК) возникает потребность в дополнительных объемах, что в свою очередь приводит к задержкам поставок бензина независимым сетям.

Участники рынка говорят, что остановка реализации бензина на независимых АЗС чаще вызвана невозможностью приобрести топливо, а не стремлением снизить убытки. «По биржевым (ценам) ещё нормально было бы (покупать), только его не грузят месяцами. Остается брать в мелком опте по 90.000-100.000 рублей за тонну, но далеко не все готовы», - рассказывает розничный оператор.

По таким высоким ценам в основном соглашаются покупать бензин ВИНКи для своих АЗС, чтобы не допустить остановку реализации, добавил он.

«У меня есть запас (бензина) на базе. Если скажу, что готов отдать, две ВИНК все заберут моментально, не торгуясь. У них заправки то и дело останавливаются. Базы пустые - работают с колёс: что приходит по железной дороге, сразу машинами развозят».

Источник в нефтяной компании считает, что улучшение ситуации должно произойти в ноябре за счет сезонного падения розничного спроса, а также по мере завершения текущих плановых и аварийных ремонтов.

«Надо протянуть три-четыре недели примерно. После будет легче».

Пока, по его словам, производство бензина лишь незначительно стало превышать потребление, поэтому не позволяет быстро закрыть накопленные долги по отгрузкам объемов покупателям.

ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ МАРЖА

Согласно расчетам Рейтер, разница цены продажи бензина марок Аи-92 и Аи-95 на АЗС, вычисленная на основе средней розничной цены, публикуемой Росстатом, и входящей цены продукта для розничной сети, в настоящее время составляет около 2,5 рубля за литр и 4,2 рубля за литр соответственно. Рост за последний месяц составил по 1,5 рубля за литр для указанных марок.

За это же время средняя цена Аи-92 и Аи-95 в рознице увеличилась на 2,1 рубля за литр и 1,8 рубля за литр соответственно.

С учетом издержек АЗС в размере 6-7 рублей на литр, маржа от розничной реализации Аи-92 и Аи-95, при текущих значениях биржевых оптовых цен, оказывается ниже затрат в среднем на 3,5 рубля и 1,8 рубля за литр.

Маржа розничной реализации дизтоплива за последнюю неделю в результате падения оптовых цен (с доставкой на АЗС) на летнее и межсезонное дизтопливо выросла на 6-7 рублей до 14-15 рублей за литр при издержках на уровне 6-7 рублей за литр.

Разность средних биржевых оптовых (приведенных к АЗС) и средних по РФ розничных цен на зимнее дизтопливо обеспечивает рознице нулевую рентабельность, по расчету Рейтер.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку