Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Таможня начала массово требовать доплатить миллионы рублей за автомобили, купленные в Казахстане

Юрий Смитюк / ТАСС

Федеральная таможенная служба (ФТС) может выставить счета владельцам автомобилей, ввезённых из Казахстана в Россию в течение последнего года. По данным Baza, сумма доначислений по утилизационному сбору в отдельных случаях достигает 3,5 млн рублей. С весны 2024 года в Россию было ввезено более 30 тысяч машин марок Hyundai, Kia и Skoda, произведённых на казахстанских заводах в рамках соглашений ЕАЭС. При пересечении границы владельцы платили сниженный «коммерческий» утилизационный сбор — от 667 тысяч до 1,9 млн рублей.

Однако осенью 2025 года ФТС изменила подход: теперь ведомство требует доплатить ещё от 750 тысяч до 3,5 млн рублей, утверждая, что льготные ставки не применимы к автомобилям, оформленным по импортным декларациям. В противном случае автовладельцам грозит аннулирование электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС). По словам самих владельцев, ранее таможенные органы не запрашивали таких деклараций, и сбор принимался без возражений. Сейчас Центральная акцизная таможня продолжает работать по прежним правилам, тогда как региональные подразделения уже начисляют доплаты. Власти Казахстана отказались комментировать ситуацию, назвав её «внутренним делом России».

В Архангельской области суд уже удовлетворил иски ФТС, обязав некоторых граждан выплатить доначисленные суммы и пени. Инициативная группа автомобилистов направила обращение главе Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой ввести мораторий на взыскания для машин казахстанской сборки, ввезённых до октября 2025 года. 

Российские власти пытаются наполнить бюджет и реализуют план по повышению утилизационного сбора. С ноября в России вводится прогрессивная шкала утилизационного сбора при ввозе автомобилей для личных нужд, привязанная к мощности двигателя. Новые ставки, достигающие сотен тысяч рублей для машин мощностью от 160 л. с., затронут популярные модели: Hyundai Palisade, Santa Fe, Kia Carnival, Nissan X-Trail, Mitsubishi Outlander, Pajero Sport, Toyota RAV4, а также гибриды и электромобили. Для сравнения: сейчас россияне платят за ввоз таких автомобилей от 3,4 тыс. рублей за новые машины (до трех лет) до 5,2 тыс. рублей за подержанные иномарки.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку