После отказа США одобрить продажу зарубежных предприятий «Лукойла» нефтетрейдеру Gunvor компания оказалась перед угрозой потери как международных активов, так и российского бизнеса. В других странах власти могут забрать ее НПЗ, АЗС и месторождения, чтобы обеспечить их работу, а в России глаз на «Лукойл» уже давно положил давний соратник Владимира Путина, глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Без международного подразделения, которое «Лукойл» активно развивал в течение двух десятилетий и превратил в эффективный, прибыльный бизнес, его перспективы на российском рынке, где доминирует «Роснефть», представляются крайне ограниченными. «Внутри страны все отдается "Роснефти" и "Газпром нефти"», а зарубежный рынок для «Лукойла» теперь закрыт, сказал Financial Times оппозиционный политик Владимир Милов, который в начале 2000-х годов был заместителем министра энергетики: «У "Лукоила" нет будущего в бизнесе. Компании подрезали крылья».
Иностранные игроки после провала сделки с Gunvor могут предложить выкупить некоторые активы «Лукойла», которые в совокупности оцениваются в 14 млрд евро. Но его владельцы «уже готовятся к тому, что их активы могут просто отобрать» власти тех стран, где они находятся, сказал газете инсайдер на российском нефтяном рынке. На нем также активно циркулируют слухи о том, что государственная «Роснефть» может наконец получить контроль над крупнейшей частной нефтяной компанией России, завершив таким образом состоявшийся при Путине перевод основной части нефтяной отрасли в государственные руки.
По словам представителей российского энергетического сектора, до сих пор Путин неоднократно блокировал попытки Сечина захватить конкурента; но некоторые из них считают, что сейчас глава «Роснефти» может пойти на решительный штурм. Один из бывших сотрудников госкомпании сказал FT:
Сечин никогда не отказывался от идеи поглощения «Лукойла». Каждые несколько месяцев он ходит наверх с новым предложением. Но пока безрезультатно.
Хотя некоторые зарубежные активы (миноритарные доли) «Лукойла» не попали под санкции США и Великобритании, в целом «на иностранные активы группы приходится более 6,5% нефтедобычи и почти половина добываемого ей газа», отмечали аналитики Альфа-банка. Потенциальный негативный эффект от продажи иностранных добывающих активов они оценили в 15-17% в объемном выражении. Потеря иностранных НПЗ лишит «Лукойл» около 25% совокупного объема нефтепереработки. В результате EBITDA (прибыль до уплаты процентов, налогов, амортизационных отчислений) группы может упасть на 16-20%, считают в Альфа-банке.
«Лукойл» участвует в добывающих проектах в Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Ираке, Египте и ОАЭ, а также в Латинской Америке, Западной и Центральной Африке. Группе принадлежат НПЗ в Болгарии, Румынии, Нидерландах, сети АЗС в странах Евросоюза, Турции и США, авиазаправочный комплекс в Молдове, а также нефтетрейдинговая компания Litasco.
«Лукойл» может не получить деньги за некоторые свои активы. В Ираке, где он осваивает одно из крупнейших в мире нефтяных месторождений «Западная Курна-2», имея долю в 75%, «Лукойл» объявил форс-мажор после того, как правительство остановило все выплаты ему денежными средствами и нефтью.
Власти Болгарии, где компания владеет единственным в стране и крупнейшим на Балканах НПЗ, уже одобрили закон, позволяющий им из соображений национальной безопасности взять завод под контроль и назначить временного управляющего. Правительство Румынии сообщило, что будет тщательно проверять любые предложения о продаже активов, чтобы обеспечить соблюдение норм ЕС и энергетическую безопасность. Однако, в отличие от прибыльного и современного болгарского НПЗ румынский гораздо менее эффективен и требует значительных инвестиций, поэтому на него может не найтись покупатель, отмечал Reuters. Министр энергетики Румынии Богдан Иван заявил во вторник, что правительство должно «взять под контроль» местные активы «Лукойла», включая НПЗ и сеть АЗС, «чтобы защитить рабочие места 5000 сотрудников и обеспечить стабильность и безопасность национальной энергетической системы».
В Молдавии «Лукойл» владеет единственным авиазаправочным комплексом и топливным хранилищем в аэропорту Кишинева. Власти запросили у США временное освобождение от санкций и предложили выкупить активы компании.