Но похоже, эра гибкости уходит. Пора определяться. И с ЕС, и с РФ, и с Украиной. И с теми в прошлом россиянами, что годами упорно ждут сербского гражданства.
Ну вот. После громких заявлений Службы внешней разведки РФ о продаже сербских боеприпасов Украине через Африку, и заверений президента Александра Вучича, что он больше так не будет, выяснилось: склады полны снарядов и мин. И надо, разумеется, продать их в ЕС. А там уж — как пойдет. Хотят — хранят, хотят — Украине дарят. А Сербию, устремленную в ЕС — любят и хвалят.
Этот ход Белграда обозлил z-медиа. Они пока не брызжут слюной, как летом, но уста Кремля Песков уже пометил — ему «меньше всего хотелось бы видеть, чтобы вооружения и боеприпасы, произведенные в братской Сербии, стреляли» в солдат РФ.
А в ЕС ход понравился. Но там все равно, похоже, считают — к членству Сербия идет не так, как надо. Не поддержала санкции против Кремля. Президент Вучич явился на Парад 9 мая и «демонстративно контактировал» с Путиным. Местный регулятор СМИ разрешил Russia Today вещать через Telekom Srbija. И ноты пророссийские порой слышны в речах властей.
Да и гражданство они дают выходцам из РФ. Но совсем не тем. А скажем — миллиардеру Олегу Бойко, чьи активы под санкциями Австралии, Польши и Украины. А всего с 2022-го по апрель 2025-го дали его 204 гражданам РФ, по указу президента и «в интересах республики».
Уважаемый господин президент…
А законопослушным и неподсанкционным россиянам, живущим в Сербии годами, гражданство не дают! Хоть и обещали. Положение подробно изложено в письме Вучичу, подписанном и направленном 16 авторами, отказавшимися от гражданства РФ, но паспорт Сербии не получившими. Вот оно. Ситуация там описана там емко и точно.
«Уважаемый господин президент,
Мы уже трижды направляли Вам наши коллективные обращения на адреса 17 марта 2025 года; 9 июня 2025 года; 8 сентября 2025 года. До настоящего времени мы не получили ни подтверждения получения наших писем, ни какого-либо ответа, ни результатов.
В наших коллективных обращениях мы просили обратить внимание на проблему бывших граждан Российской Федерации и Республики Беларусь, которые, действуя в соответствии с положениями Закона о гражданстве Республики Сербия, отказались от прежнего гражданства и теперь оказались в положении лиц без гражданства, без официального статуса и паспортов.
В соответствии со статьей 145 Закона об общей административной процедуре срок принятия решения не может превышать 60 дней, однако многие из нас уже почти два года не могут получить прием в гражданство Республики Сербия, несмотря на то что Сербия дала официальные гарантии нам и государствам нашего происхождения.
С уважением напоминаем Вам, что отсутствие решения по заявлениям о приеме в гражданство после отказа от прежнего гражданства прямо или косвенно нарушает Всеобщую декларацию прав человека (статья 13 — право на свободу передвижения и статья 15 — право на гражданство), а также ряд международных договоров и нормативных актов Республики Сербия, а именно:
Конвенцию о сокращении безгражданства (п. 2 и 6 ст. 7, п. 1 ст. 8); Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 1 ст. 2 и п. 2 ст. 12); Конституцию Республики Сербия (ст. 17 и 39); Закон о гражданстве Республики Сербия (ст. 38); Закон об общей административной процедуре (ст. 3 и 145).
Мы считаем, такое отношение к человеку, его законным правам и интересам недопустимо в современном правовом государстве, каковым мы искренне воспринимаем Сербию.
Просим Вас повлиять на Министерство внутренних дел, чтобы как можно скорее возобновить процедуры и принять решения по нашим заявлениям. Заранее благодарим Вас за понимание и помощь».
Письмо в Белграде получили. В СМИ стартовала кампания за предоставление гражданства тем, кто его долго ждет. Но с тех пор, как прошла волна публикаций, ничего не изменилось. И, как считают россияне, внезапно ставшие лицами без гражданства, вряд ли изменится.
Не указ
Мой собеседник из города Чачек Егор Ежов считает, число русских апатридов будет расти. А получить гражданство через законную череду шагов от ВНЖ через ПМЖ к гражданству почти невозможно с 2023 года. И признаков перемен к лучшему нет:
Главная проблема, и не только политических беженцев (их, кстати, среди русских в Сербии немного) в том, что люди приезжали, открывали бизнесы, покупали дома, получали вид на жительство, женились и выходили замуж за сербов — но сербского гражданства в стране, где строят жизнь, не получили.
А у властей Сербии проблем нет. И проблемы россиян их не волнуют. Егор продолжает:
Конечно, пока правительство молчит или дает отписки, люди хотят понять, в чем реальная причина отказа в гражданстве? Что мешает его выдать? Ясного ответа нет. А долго не было и слухов. Но в этом году один появился. Довольно странный. Якобы выдачу гражданства остановил Лавров, попросив не давать его тем, кто по своему хотению уехал из «великой и прекрасной». Уехали — значит предатели. А родина уж портит им жизнь и там, куда они сбежали.
Ерунда. Все прозаичнее. Без Лаврова и чьих-то еще просьб, нарушающих суверенитет Сербии. Поделюсь суждением. После 2022 года гражданам «прекрасной» страны стало трудно получать визы в ЕС, а с ее паспортами — непросто путешествовать. Они под пристальным вниманием. И пришла идея: Сербия — друг «прекрасной» страны. Можно было бы давать «своим» сербские паспорта с безвизовым въездом в ЕС хоть в Бресте, хоть в Литве.
Для этого их нужно много. Ведь агентов навалом. А будет больше. И каждому нужна ксива. Сербы ответили: по нашему закону это можно. Но есть путь: «белый картон» – ВНЖ – ПМЖ – отказ от гражданства РФ – «подтверда» – два месяца рассмотрения – наш паспорт. На что «великая и прекрасная» якобы сказала: слишком муторно, у вас отсталые законы. Давайте нам бланки паспортов, а мы решим, кому их дать. А тем, кто сам едет к вам проходить ВНЖ — ПМЖ, ничего не давайте. Если кто-то из них, скажем, женщины замужем за сербами, возмутится – не обращайте внимания: нищеброды скоро замолчат. Но это слух. Догадки. Они могут и не иметь связи среальностью.
Т.е. кому-то — гражданство по президентскому указу. А кому и закон — не указ.
Если вы не миллиардер…
Тут резонный вопрос — какие возможности скорого решения этой правда важнейшей проблемы видят те, перед кем она стоит? Егор риторически вопрошает:
Ну, а какие вообще есть возможности? Фактически «беженцев» как бы нет. Есть приезжие и апатриды — те, кто, следуя сербскому закону, отказался от своего гражданства, получил подтверждение о приеме в сербское, но его не дождался.
Таким особо тяжело. Уехать они не могут. Семьи разделены. Скажем, мужу и детям гражданство дали, а жене — нет. Бывает и хуже. Что им делать? Писать в ЕСПЧ? Там ответят: сперва идите в сербский суд. А там не примут жалобу. А если и примут, то формально не откажут – а не ответят ни «да», ни «нет». Это особая форма издевательства – молчанка. Нынче в мире мы почти привыкли, что если над кем-то глумятся, то это онсамвиноват.
Глум и впрямь жестокий. Тем более, что вот и в Брюсселе Белград корят за то, что получение потенциально опасными, сомнительными россиянами сербского гражданства «фактически дает им право безвизового въезда в ЕС, что создает для Союза риски безопасности».
А благонамеренным и законопослушным — т. н. «обычным» — людям, такого паспорта, видно, ждать – не дождаться. Понятно, великий тезис pas de patrie, pas de patron! Notre patrie, c’est toute l’humanité! , т. е. ни родины, ни власти! Наше отечество — все человечество! – сегодня не разделяют только чинуши-популисты, ультраправые пропагандисты, полицейские специалисты и дрожащие обыватели.
И возможности диктовать нормы и правила их лишат, увы, не завтра. И в Сербии. И в США. И в ЕС. А пока людей, покинувших родину, слишком часто ждут их равнодушие и произвол.
Если, конечно, это не миллиардеры.