Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Основной инстинкт: анатомия деструктивности с русским акцентом

За время существования советского проекта, которому только что исполнилось 108 лет, на свет появился и окреп примечательный человеческий тип. Тирании, изрядно расплодившиеся по следам Первой мировой войны, породили то, что психологи называют тоталитарной личностью.
Кот, который не понравился гражданам
Кот, который не понравился гражданам Социальные сети

Европа продолжает вытравливать из себя ее следы, тогда как в России это соль земли, опора государства и духовная скрепа. Видимо, победа этого человеческого стандарта и составляет главное достижение страны, которая считает себя преемницей СССР и жаждет его восстановления.

Сильные заявления хорошо проверяются на малом масштабе. Возьмем какую-нибудь ерунду. Керамистка по имени Татьяна, живущая в Московском районе Петербурга, в конце октября украсила цоколь хрущевки в своем дворе мозаичным изображением кота. Не прошло и суток, как почтенные пенсионеры с первого этажа уничтожили мозаику зубилом и молотком. Об этом незначительном случае сообщили мелкие петербургские паблики в инстаграме (заблокирован в РФ «за экстремизм»). Ясное дело, официальные медиа не обратили на это внимания.

Основы советского равенства

В сети можно ознакомиться с репортажем, где Татьяна рассуждает о случившемся. Она понимает, что не получала от муниципалитета разрешения на размещение мозаики. То есть занялась благоустройством сама, минуя инстанции, которые за это отвечают. Она надеялась, что коммунальщики отнесутся к ее произведению так же, как относились к демонтированной стальной ограде, два года ржавевшей среди разросшихся дворовых насаждений. В своих расчетах Татьяна не учла, что у ограды было одно преимущество. Она была уже сломана и никому не мешала. Большая ли беда, что она «валяется»!

Мозаика с котом, да еще и качественно, со вкусом изготовленная частным лицом для размещения в публичном пространстве — совсем другое дело. Он потрясает основы консенсуса, состоящего в том, что некоему условному «государству» делегируются любые формы активности. Оно «во всем разберется» и примет единственно верное решение при поддержке населения. Если же государство не везде успевает, ему надо помочь. В данном случае — разнести кота на первичные элементы, чтоб неповадно было всяким художникам от слова «худо».

Это не значит, что любая инициатива снизу будет снизу же и пресекаться всяческими активистами и мастерами опережающей цензуры. Если бы Татьяна взяла курс на более патриотичное искусство и сделала мозаику, например, с изображением Ленина — в честь близящейся годовщины «Великого Октября», а еще лучше Сталина, который хорош к любой дате и в любую погоду, ее вклад в благоустройство двора могли бы оценить по достоинству. Скорее всего, коммунальщики бы как раз помогли выйти этой истории на районный и городской уровень. Набежали бы локальные медиа, пригнали бы ветеранов СВО, пришедших на смену ветеранам ВОВ. Нафотографировались бы всласть, и уже скоро во дворе появилась бы детская площадка в стиле милитари.

А так — нечего, если не сказать грубее. Люди не для того прожили свою трудовую жизнь, чтобы терпеть в своем дворе эстетский произвол и прочее самовыражение. Потому что инициатива, которая хочет сделать человека «добреньким» и помогает ему вспомнить о чем-то еще, кроме славных побед, не может принести ничего, кроме вреда, в сложный для Родины час.

Выныривая из пучины сарказма, следует заключить, что тоталитарная личность испытывает дискомфорт от созидания, которое не ставит перед собой цель укрепить иерархию и узаконить насилие. Такое созидание объявляется самодостаточным и тем самым оказывается под подозрением. Обнаружение в нем происков врага — дело техники и не очень продолжительного времени.

Память должна быть короткой

Диагностирование и описание тоталитарной личности произошло в промежутке между 1942 и 1973 годами. В разгар Второй мировой войны в Нью-Йорке вышла работа Зигмунда Нойманна «Перманентная революция: тотальное государство войны» (1942), где впервые было обосновано типологическое родство всех тоталитарных режимов  А через 31 год Эрих Фромм — психоаналитик, отошедший от Фрейда и предложивший свою версию гуманистической психологии, выпустил книгу «Анатомия человеческой деструктивности», в которой подытоживал свои изыскания за более чем 30 лет работы в эмиграции, первые плоды которой увидели свет еще в 1941 году в его книге «Бегство от свободы».

В промежутке между этими годами уместились «Открытое общество и его враги» (1945) Карла Поппера, «Истоки тоталитаризма» (1951) Ханны Арендт и множество других важных книг, поднимающих вопрос о том, как все это вообще могло произойти и что делать во избежание его повторения. Переводы этих сочинений на русский язык появились в аналогичный промежуток времени с отсрочкой в 20 лет и более. Поппера и Фромма перевели на излете «перестроечного» книжного бума, хотя с контекстами их толкования дела обстояли не лучшим образом. Советская пропаганда постаралась, чтобы очень немногие люди могли без напряжения, переходящего в панику, провести очевидные, казалось бы, параллели между системами при Гитлере и Сталине. Перевод Ханны Арендт был начат в 1990-м, но книга вышла в 1996-м, а Нойманна, у которого в заглавие вынесен термин Троцкого, целиком на русском языке и нету. 

Эти и другие работы, как и любая интеллектуальная продукция, не могут оказать прямого влияния на умы без последовательной государственной политики. В России все антитоталитарные прививки оказались упражнениями для небольшой группы профессиональных интеллектуалов с незначительным расширением за счет интеллигенции. Государство же с самого начала, то есть с 1991 года, когда появилась Российская Федерация, ограничивалось ритуальными приседаниями со словами «демократия» и «свобода», где в дыхательной паузе съедались «права человека».

С тоталитарной личностью, массово выращенной в СССР, никто и не собирался работать. Носители этого гештальта по умолчанию превратились в «простых русских людей». Которые, конечно, меняются от поколения к поколению, но скорее вопреки мерам, которые применяет государство для сохранения своего положения.

Важнейшим условием этого сохранения остается ограждение граждан от понимания ими своей гражданственности. Никто не должен заподозрить в себе полноценного субъекта, который на что-то способен. Именно эта ставка, например, стоила жизни Алексею Навальному, потому что ему удалось доказать, что для превращения России в нормальную страну не понадобится много времени, а усилия — небезнадежны.

Для режима это смерть.

Причем его опора — не только пенсионеры с зубилом, но, как это ни печально, и автор уничтоженной мозаики. В репортаже она говорит, что не стала протестовать против вандализма, потому что «это ни к чему бы ни привело», ей было просто «очень больно это видеть». И единственный вывод, который Татьяна делает на основании инцидента, состоит в том, что «одни рождены созидать, тогда как другие — разрушать». Вот и все.

Понятна беспомощность перед лицом прямого насилия. Намного больше тревожит его нормализация и сведение к каким-то врожденным личным особенностям. Для тех, кто чинит произвол, это наилучшая предпосылка — настоящий зеленый свет. В фильме Юрия Мамина «Окно в Париж» (1993) есть эпизод, где угрюмый молодой человек крушит на ночной улице телефонную будку и затем спокойно продолжает свой путь. В те годы было много спонтанных выплесков агрессии — симптомов разрушения старого мира. Однако мир устоял, сохранив и преумножив право на разрушение всего, что может его насторожить. И продолжает успешно это делать.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку