Ужесточение санкционного давления США начало перекраивать географию экспорта российского дизельного топлива: Турция, традиционно его крупнейший импортер, резко сократила закупки, тогда как страны Африки (Марокко, Тунис, Сенегал и Ливия), напротив, начали наращивать.
В октябре 2025 года африканские страны впервые обогнали Турцию по импорту российского дизеля, сообщает РБК со ссылкой на данные Центра ценовых индексов (ЦЦИ). Поставки в Африку выросли на 21% в месячном выражении и 85% в годовом до 938 тыс. тонн. Отгрузки дизеля в направлении турецких портов в прошлом месяце сократились на 19% м/м и на 40% г/г, до 762 тыс. т.
Турция, третий покупатель российской нефти после Китая и Индии, на прошлой неделе также свела закупки российской нефти до нуля. По данным ЦЦИ, по итогам недели с 3 по 9 ноября отгрузки нефти не осуществлялись впервые с начала года. За неделю с 27 октября по 2 ноября среднесуточный экспорт российской нефти на турецкий рынок упал до 26 тыс. т в сутки. Поставки нефти из России в Турцию за весь октябрь слегка подросли — с 62 тыс. т в сутки в сентябре до 67 тыс. т в сутки.
Снижение Турцией закупок дизеля и, потенциально, нефти может быть связано с активностью президента США Дональда Трампа. В сентябре во время визита в Турцию он заявил, что настаивает на прекращении закупок российской нефти.
В целом морской экспорт российской нефти по итогам прошлой недели, по оценке ЦЦИ, снизился на 17% неделя к неделе, до 333 тыс. т в сутки. Поставки в Индию сократились до 33 тыс. т в сутки, или на 37%, а отгрузки в Китай — до 89 тыс. т в сутки, или на 35%. При этом дисконт на российскую нефть Urals к котировке корзины североморских сортов Brent расширился с $12,55 за баррель 20 октября до $19,4 за баррель по состоянию на 12 ноября в Приморске. В порту Новороссийска аналогичный показатель увеличился с $12,25 за баррель до $19,4–$21,15 за баррель.
Россия из-за санкций переключила поставки дизеля с Турции на Африку