Чтобы разобраться в катастрофичности явления, CASE заказали телефонный опрос: сталкивались ли россияне в течение последних трех месяцев с отсутствием на заправках топлива, с очередями или ограничением количества топлива. В опрос были включены и дополнительные вопросы: о частоте подобных явлений, о длине очередей и о том, как респонденту удавалось решить проблему при отсутствии бензина на заправке.
Выборка — 1600 респондентов по всей России, в их число включены и респонденты из оккупированных Крыма и Севастополя. Затем из выборки были исключены те, кто ответил, что не ездит на личном автотранспорте. Далее в статье и графиках все данные указаны от выборки в 1158 респондентов, использующих личный автотранспорт. Региональная и социально-демографическая структура опроса максимально приближена к структуре населения России.
Начнем с данных по стране в целом
При их интерпретации следует учитывать, что период, о котором мы спрашивали, приходился на сезон отпусков, и значительная часть респондентов имела более широкую географию перемещений, чем обычно. Заметная часть возросшего в 2025 году автомобильного турпотока была направлена именно в те регионы, о проблемах с топливом в которых сообщалось наиболее чаще всего. (Что вообще-то и было главной причиной дефицита бензина там.) Поэтому часть россиян, в регионах проживания которых не было никаких перебоев с бензином, могли столкнуться с подобной проблемой во время поездки в отпуск.
Итак, за последние 3 месяца с отсутствием нужного сорта бензина на заправке сталкивалось 24% респондентов. Из них: 1-2 раза за 3 месяца — 11%, 3-5 раз за 3 месяца — 7%, более 5 раз за 3 месяца — 6% опрошенных.
Из всех столкнувшихся с отсутствием бензина на заправке не смогло найти бензин в тот же день всего 10% (т. е. 2,4% всей выборки), 60% не нашедших бензин на одной заправке нашли его на следующей, 18% (т. е. 4,3% всей выборки) объехали две и более заправки, прежде чем найти бензин. Остальные 12% нашли иные решения: залили бензин другой марки, заняли топливо у друзей. Эти цифры подтверждает версию, что главным фактором отсутствия бензина на части заправок был передел рынка в пользу крупных игроков.
В абсолютном большинстве регионов не было физического дефицита топлива, проблемы наблюдались лишь на заправках небольших сетей, часть из которых вскоре и закрылась.
С ограничениями количества бензина в один бензобак за 3 месяца сталкивались 6% опрошенных, из них более 5 раз — менее 1%, половина из этой доли приходится на оккупированный Крым.
С необычно большими очередями за бензином за 3 месяца сталкивались 18% респондентов. Из них 8% стояли в «необычно большой очереди» менее 20 минут. Стоит заметить, что воспоминание, как за 3 месяца пришлось постоять в очереди менее 20 минут, сложно воспринимать как катастрофу, скорее это результат воздействия СМИ на восприятие. Подтверждением может служить тот факт, что процент ответов об очередях менее 20 минут никак не зависел от региона, о котором рассказывал респондент, в то время как в СМИ о некоторых регионах писали как о проблемных, а о других в связи с бензиновым кризисом не писали вовсе.
10% респондентов стояли в очереди более 20 минут из них 1,8% — более 45 минут. Среди тех, кому пришлось стоять в очереди более 5 раз за 3 месяца, это делали 14% (т. е. 2,5% от всей выборки).
Резюмируем: по стране в целом проблемы с бензином в августе–октябре нельзя назвать сколько-нибудь значительными, однако население их однозначно заметило. (По стране в целом я ожидал значительно меньшие цифры.) Чтобы понять, насколько проблемы 2025 года необычны, желательно было бы иметь данные по аналогичным сезонным бензиновым кризисам 2019, 2021 и 2024 года. Но я полагаю, что кризис 2025 года не последний, безотносительно к тому продолжится ли война. Поэтому у нас еще будет возможность сравнить данные этого года со следующими.
Подкрутим региональную оптику
Специфика опроса (CASE прицепил вопросы к большому регулярному опроснику) не позволяла нам увеличить долю респондентов в отдельных пострадавших регионах. Тем не менее, можно разделить имеющиеся ограниченные данные на 3 группы: 1) регионы острого кризиса — оккупированные Крым и Севастополь; 2) регионы умеренного кризиса — 13 регионов, о проблемах в которых чаще всего сообщали СМИ; 3) прочие регионы.
В оккупированном Крыму с отсутствием бензина на заправке сталкивалось 70% опрошенных. Более 5 раз — 26%. Из столкнувшихся с отсутствием бензина 46% не смогли его нигде найти в тот же день. С ограничениями на продажу бензина в одни руки сталкивалось 61%. С необычно большими очередями 40%.
Следует оговориться, что на оккупированные Крым и Севастополь пришлось 1,5% ответов, и погрешность результатов превышает 20%. Не стоит делать на основании данных по оккупированным регионам сколько-нибудь серьезных выводов, я их привожу просто потому, что эти данные есть и они любопытны. В любом случае, полученные результаты подтверждают факт, в котором и так было мало сомнений — в оккупированных Крыму и Севастополе бензиновый кризис и правда был. Однако относительно небольшое число ответов о столкновении с перечисленными проблемами более 5 раз за 3 месяца (по всем пунктам около четверти опрошенных) позволяют сделать предположение об относительно непродолжительном характере перебоев.
В конце концов, не будем забывать: это же и не Россия.
Выборка по 13 регионам умеренного кризиса, выделенным на основании частоты упоминания проблем с бензином в СМИ, чуть более репрезентативна и не принесла сюрпризов. С отсутствием бензина здесь сталкивались 32% против 23% по регионам без сообщений в СМИ, с очередями 23% против 17%, с ограничениями 18% против 5%. Для полноты картины следовало бы сделать опросы с большой выборкой отдельно по каждому региону (хотя бы по 5-10 из них). В следующий раз попробуем найти на это ресурсы.
Из курьезного. Нам доступны социально-демографические характеристики респондентов, позволяющие отметить некоторые отличия в реакции на проблему с бензином. По выборке на всю страну, включая оккупированные Крым и Севастополь, если принять всех стоявших в необычно большой очереди за 100%, то более 45 минут стояло 15% людей без высшего образования и 8% с высшим, 12% малообеспеченных и 8% обеспеченных. С ограничениями на продажу бензина сталкивались 8% людей без высшего образования и лишь 5% с высшим. Мужчины значимо чаще женщин сообщали обо всех типах проблем. Особенно заметна разница в доле тех, кому пришлось объехать 2 и более заправок, чтобы найти бензин. Таких 21% среди столкнувшихся с отсутствием топлива мужчин против 15% среди женщин. Чем обусловлены подобные различия — предоставлю гадать читателям.
Кризис кончился
В период максимальной популярности версии, что бензиновый кризис стал следствием ударов по НПЗ, я неоднократно говорил, что через 1-2 месяца кризис пройдет по чисто сезонным причинам. Уже месяц как сообщения о дефиците топлива пропали из медийной повестки, а цены на бензин в России падают третью неделю подряд. Однако в следующем году ближе к августу топливный кризис опять «внезапно» случится. Вопреки любой логике, его снова будут объяснять ударами по НПЗ, которые могут влиять разве что на остроту кризиса в отдельных регионах, но вряд ли входят даже в тройку главных причин происходящего по всей стране. Если война закончится, перебои с топливом в отдельных регионах в сезон отпусков с высокой вероятностью все равно «случатся». Возможно и в этом случае некоторые СМИ будут объяснять их последствиями прошлогодних атак.
Однако, что бы ни случилось, в следующем году у нас будет некоторая точка отсчета для сравнения остроты кризиса с нынешним.