Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Рекордный объем российской нефти «застрял» в море из-за санкций Трампа

David Ryder/Getty Images/AFP

Хотя Россия продолжает вывозить нефть из своих портов в прежних объемах, найти покупателей для нее становится все сложнее. В результате за осень объем сырья, находящегося в танкерах, увеличился более чем на 20%, а их время в пути до китайских портов – в полтора раза, сообщает Bloomberg. Расходы поставщиков растут, что вместе с упавшей из-за санкций ценой подрывает столь важные для бюджета доходы от нефтяного экспорта.

Объем нефти в танкерах, которые превращаются из транспортных средств в плавучие хранилища, в конце ноября достиг 182 млн баррелей. Рост с конца августа, когда Дональд Трамп удвоил до 50% пошлины против Индии, составил 21%. В октябре Трамп также ввел санкции против «Роснефти» и «Лукойла», заставив ведущие индийские компании сначала вовсе отказаться от российских поставок, а затем начать заменять их сырьем от неподсанкционных компаний. Из-за возросшей неопределенности закупки сократили и китайские переработчики.

Хотя среднесуточные отгрузки из России по-прежнему превышают 3 млн баррелей (3,46 млн за последние четыре недели по 30 ноября), танкеры проводят в море гораздо больше времени. Средняя продолжительность рейса из дальневосточного порта Козьмино до китайских портов для танкеров, загруженных в ноябре сортом ESPO, составила более 12 дней, по данным Bloomberg об отслеживании судов. В августе этот путь занимал чуть более восьми дней.

Стоимость российской нефти упала девятую неделю подряд и сейчас близка к минимумам января 2023 года – после того, как Евросоюз месяцем ранее ввел на нее эмбарго. По данным Argus Media, сорт Urals, отгружавшийся в последнюю неделю ноября из балтийских портов, подешевел на $2,8 до $43,52 за баррель, из черноморских – на $3,6 до $41,12 за баррель, а цена ESPO упала на $1,9 до $53,92 за баррель.

Дополнительные расходы поставщикам пришлось нести в последние дни. Из-за нападения украинских морских дронов на танкеры российского теневого флота выросла стоимость страховки судов, направляющихся в черноморские порты. Страхование от военных рисков на 7 дней сейчас составляет 0,65-0,8% от стоимости судна, тогда как неделю назад оно равнялось 0,6%, рассказали Reuters источники в судоходной и страховых отраслях.

Два пустых подсанкционных танкера, следовавших в Новороссийск, в конце прошлой недели получили повреждения в Черном море после атаки украинских безэкипажных катеров. 2 декабря Главное управление по морским делам Турции сообщило об атаке на судно, которое следовало из России в Грузию и, по данным ведомства, перевозило подсолнечное масло. А накануне четыре внешних взрыва прогремело на танкере с российскими нефтепродуктами, когда он находился у западного побережья Африки.

Инциденты в Черном море указывают на стремление Украины ограничить нефтяные доходы России, и это влияет на оценки страховщиков, сказал Reuters Мунро Андерсон, директор по операционной деятельности Vessel Protect, специализирующейся на морских военных рисках и страховании:

Эта точка зрения объясняет рост [страховых] премий. Для судов, идущих в российские порты, страховщики теперь учитывают более широкий диапазон возможных мест нанесения ударов и более высокую вероятность их повторения.

Нефтегазовые доходы российского бюджета составят по итогам 2025 года 8,654 трлн рублей, недотянув до планового показателя 2,83 трлн рублей, или 21%, считают эксперты Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП). Всего же, по их оценке, бюджет недоберет 5 трлн рублей по семи ключевым налоговым статьям.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку