Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Власти обязали российские порты искать взрывчатку на прибывающих из-за рубежа судах

Порт Новороссийск
Порт Новороссийск Эрик Романенко / ТАСС

Российское правительство обязало операторов портов осматривать подводную часть приходящих из-за рубежа судов на предмет взрывных устройств и подозрительных предметов. Это следует из постановления кабмина от 25 ноября, с которым ознакомился «Коммерсант». До этого президент РФ своим указом ограничил заход иностранных судов в российские порты — они могут это делать только при одобрении Федеральной службы безопасности (ФСБ).

Согласно порядку, который утвердило правительство, в течение часа после получения запроса на заход судна капитан порта должен доложить об этом ФСБ и предоставить информацию о последних десяти гаванях, в которых был корабль. В течение 48 часов сотрудники спецслужбы должны либо дать разрешение на заход, либо отказать. При этом ФСБ может потребовать осмотреть подводную часть судна. Ответственность за организацию осмотра возлагается на оператора порта, а он, в свою очередь, вправе потребовать компенсировать расходы за это от судовладельца. Как следует из постановления, осмотр необходимо осуществлять с использованием водолазов и соответствующих технических средств, а обезвреживание взрывных устройств, которые могут быть обнаружены, возложено на армию и спецслужбы.

По словам источников «Коммерсанта», летом новые меры почти в полном объеме уже применялись в портах Северо-Запада, а сейчас их начали вводить и в портах Азово-Черноморского бассейна. Согласно данным Росморречфлота, в 2024 году иностранные суда совершили в общей сложности 26,7 тыс. заходов в российские порты. Из них в Новороссийск — 4,36 тыс., во Владивосток — 3 тыс., в Усть-Лугу — 2,75 тыс., в Большой порт Санкт-Петербург — 2,57 тыс. и в Восточный — 1,67 тыс.

Средняя стоимость осмотра дна судна составляет 300 тыс. руб., но некоторые порты взвинтили ценник до 1 млн руб. за осмотр, говорит источник издания. «Средств осуществления осмотра не хватает, особенно на Дальнем Востоке, где водолазы просто отсутствуют», — пояснил он. Другой собеседник в портовой отрасли отметил, что никто не понимает, как все это будет работать в зимнюю навигацию. «Все в напряжении из-за предстоящего льда», — добавил источник.

Власти ужесточили контроль за иностранными судами после ряда инцидентов. В частности, в порту Усть-Луга, где в феврале этого года после трех взрывов в машинном отделении начал тонуть танкер Koala, а в июне произошла утечка аммиака на судне Eco Wizard.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку