Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Веничка и Владимирская епархия: провинциальный анекдот о современной русскоязычной православной культуре

Владимирская епархия Русской православной церкви попробовала «отменить» великого русского писателя Венедикта Ерофеева. Не вышло. Но в этой истории, как в капле, можно разглядеть состояние умов в провинции и формирование православной культуры, втягивающей в себя разные слои российского общества.
Петушки – это идеал, религиозный символ
Петушки – это идеал, религиозный символ Социальные сети Александра Курбатова

Владимирская епархия РПЦ обвинила Веничку в пяти грехах: от искажения национальной идентичности до пропаганды порока, – и потребовала прекратить популяризацию его личности и творчества. Заявление стало мини-сенсацией для российской прессы и сетевых сообществ.

Публикация подготовлена медиапроектом «Страна и мир Sakharov Review» (телеграм проекта –  «Страна и мир»).

Мне не удалось найти положительных реакций на этот документ. Даже Московская патриархия устами официального спикера Владимира Легойды аккуратно открестилась от владимирской инициативы. Так что можносчитать это заявление ярким примером грубого и бессмысленного конфликта одной из многочисленных административных структур РПЦ, желающей говорить от имени всей Церкви, с современным российским обществом, которое уже несколько десятилетий считает произведения Венички классикой (это признал и Легойда).

Митрополит против!

И все же интересны причины внезапного выступления епархии. Известный литературовед Олег Лекманов, специалист по советской литературе, написал: «И вот теперь владимирские священнослужители объявили против Ерофеева крестовый поход, то есть ополчились против человека, который проповедовал Слово Божие в то время, когда большинство из них звонкими голосами восхваляло «демократический централизм» боевитого советскогокомсомола».

Эти слова можно считать квинтэссенцией отношения российской и русскоязычной интеллигенции к теме. Но ситуации они не проясняют. Митрополит Владимирский Никандр (Пилишин) не мог восхвалять «демократический централизм» ни в 1962-м, когда Ерофеева выгоняли из пединститута (в том числе за Библию, выпавшую из его тумбочки в общаге под ноги проверяющих), ни позже. К моменту распада комсомола ему было шесть лет.

После публикации заявления Владимирская епархия устами пресс-секретаря, священника Всеволода Перепелкина, объяснила свое высказывание запросом прихожан Афанасьевского храма Петушков. Прославленный Веничкой город принял программу своего брендирования через Ерофеева, создав пешеходную тропу его имени. Неподалекуот храма, говорил пресс-секретарь, собирались открыть музей Ерофеева, что и возмутило прихожан.

На самом деле, как выяснил, съездив в город, корреспондент «МК», музей был создан ещё в 2008 г., а в Афанасьевском храме скорее поддерживают писателя, чем протестуют против него.

Приход в Петушках входит в Александровскую епархию Владимирской митрополии (она объединяетАлександровскую, Владимирскую и Муромскую епархии), поэтому формально руководитель Владимирской епархии и даже митрополии не может вмешиваться в её дела. А сама Александровская епархия, судя по её сайту, проблемой Ерофеева не озабочена: несколько раз выступавший публично в те недели настоятель Афанасьевского храма протоиерей Артемий Исмаилов ничего о Ерофееве не говорил. Не упоминал о нем и епископ Александровский Степан (Привалов, 1962 г. р., когда-то бывший подполковником и занимавшийся контролем за ядерными боеприпасами).  

Обращение Владимирской епархии никем не подписано. Значит, ответственность за него несёт лично архиерей, митрополит Никандр. В сентябре Владимирская епархия поздравила его с днем рождения, намекнув нанеожиданную известность митрополита в СМИ:

Ваша твердая и принципиальная позиция в вопросах духовно-нравственного становления общества, ваше искреннее переживание и непоколебимое стояние в сохранении основ христианской жизни позволяют задавать верный вектор не только в церковном служении, но и в служении нашей родной Владимирской земле на благо всего Отечества.

Митрополит Никандр – полная противоположность Ерофеева. Закончил в Шахтах колледж как бухгалтер, учился горному делу в Петербурге, потом окончил семинарию, академию. Принадлежит к крупному и влиятельному клану рязанского духовенства, который связан с именами старца Авеля (Маркедонова), его племянника Иосифа (ныне митрополит в Иванове) и Симона (Новикова), бывшего митрополита рязанского. Ездил за своим шефом митрополитом (ныне – Саратовским) Игнатием (Депутатовым) по разным епархиям, везде был ответственным помощником. Потом патриарх Кирилл, у которого Никандр был иподиаконом во время учебы в Академии, вернулего в Москву, назначив руководителем Финансово-хозяйственного управления РПЦ. Так Никандр вошёл вруководство церкви, получив статус постоянного члена Священного синода, а в декабре 2024 – и престижную владимирскую кафедру. В общем, жизнь у серьезного молодого человека удалась, карьера сложилась.

В программном интервью, через три месяца после прихода на пост митрополит Никандр сказал:

Церковь — это то место, где мы воспитываем в себе чувство послушания, смирения, […] правильного отношения к решению старших. И мы стараемся это воспитать с детства. Тогда у нас не возникает никаких либеральных настроении ни в храмах, ни в стране, нет диссидентского движения.

И вот тут Веничка, червь земной, к чему? Заявление про него стало первым от лица епархии за 9 месяцев пребывания митрополита на кафедре. До этого Никандр избегал общественно-политической активности, тем более скандальной. Чем мотивировано это заявление?

Может быть, митрополит Никандр проникся тематикой персонажей Ерофеева в первые дни сентября, посетив несколько госучреждений? 1 сентября он с областным начальством участвовал в открытии нового учебного года во Владимирском университете, где его протеже и бывший секретарь возглавил студенческий храм. 2 сентября митрополит побывал в двух исправительно-трудовых колониях под Ковровом и в библиотеке ИК-6 ознакомился с«литературным фондом, доступным для осужденных». 3 сентября митрополит посетил Центр профессиональнойподготовки УМВД России по Владимирской области: духовность – «важнейшая составляющая профессии полицейского».

Но главным событием, связанным с темой «вредных привычек», стал проведенный епархией 11 сентября общецерковный (отмечается с 2014 г.) «День трезвости», в преддверии которого 6 сентября при епархии открылся Центр русской культуры и спорта «Боголюбский» с лозунгом «Тренируй тело, береги душу». Тренируют там «милицейским» видам боевых искусств: рукопашный бой, самбо, при центре есть и «военно-патриотический клуб».

«День трезвости» в центре «Боголюбский» проходил так: 17.00 – молебен для страждущих от недуга винопития в соборе, 17.20 – пробежка от Успенского собора до Центра, 17.45 – открытая тренировка, 18.00 – чаепитие и беседа со священником. В общем, ЗОЖ и православие – в одном флаконе.

Областная филармония, поздравляя митрополита, подтвердила, что тема борьбы с пьянством ему не чужда, упомянув, что филармония совместно с епархией «могут способствовать воспитанию молодежи в духе традиционных российских духовных и семейных ценностей, неприятия вредных привычек, разрушающих личность».

Если Веничку хотели сделать антигероем готовившегося явно загодя Дня трезвости, то этому должны были предшествовать какие-то заметные шаги в публичных выступлениях лидеров епархии, включая митрополита или организатора праздника, священника Валерия Сапрыкина: «разогрев повестки». Можно было организовать, например, предварительное обращение православной интеллигенции епархии. Но на епархиальном сайте, на личных страницах духовенства и в региональных СМИ по этому поводу ничего не найти: Ерофеева не вспоминали ни до осуждения, ни после, на Дне трезвости.

Конкуренция за бюджетные деньги

Лишь одно административное событие в епархии заставляет сделать предположение о реальной подоплеке заявления о Ерофееве. Буквально в день его публикации на епархиальном сайте появляется распоряжение №386: отдел культуры, паломничества и религиозного туризма Владимирской епархии переименовывается в отдел культуры, и из него выделяется как самостоятельное подразделение Паломническая служба. Прежний руководитель отдела Савельева Т. В. возглавила Паломническую службу, а новым стала Шевцова О. А.

Обе дамы неплохо известны владимирским СМИ. Оксана Шевцова руководит Владимирским областным клубом мастеров, а с 2022 года и Владимирским областным Домом работников искусств. До того у неё был свой бизнес по дизайну, изготовлению и продаже шелковых платков. Многодетная мама и типичная путинская православная общественница-выдвиженка, член Общественной палаты Владимирской области. В общем, дама при должностях, работает руками. Едва ли у неё был специальный интерес и причины обличать Ерофеева в жанребюрократического документа.

Специалистка по православному туризму Татьяна Савельева возглавила отдел совсем недавно, в январе 2025 года, сменив Наталью Демушкину, классическую православную даму, преподавательницу греческого языка в Свято-Феофановском центре подготовки православных специалистов. Та получила отставку вскоре после назначения нового архиерея, который пришёл с явным намерением «зачистить поле». На сайте епархии можнонайти множество указов о новых назначениях священников, включая административный аппарат епархии.

Годом раньше Савельева (вот ее аккаунт VK, а вот в Фейсбуке) ликвидировала свой ООО «Суздаль лакшери тревелс», созданный в 2022 году. А в июле 2023 года она или ее полная тезка из того же Суздаля получила в Ленинском районном суде Владимира испытательный срок в четыре с половиной года и штраф 4,5 млн рублей за взятку в 300 тысяч рублей замдиректора департамента имущественных и земельных отношений Оксане Власенко. Та былаприговорена по этому делу к 6 годам реального срока и штрафу 6,5 млн рублей.

Суть дела вполне ерофеевская. Савельева, ведущий менеджер ООО «Турцентр», принадлежащего Олегу Жукову, известному местному предпринимателю, в 2019 году договорилась с чиновницей о выделении на подстроенном конкурсе 3,5 млн рублей из госпрограммы «Поддержка развития внутреннего и въездного туризма во Владимирской области на 2016-2021 годы» на проведение в Суздале ежегодного Фестиваля медовухи «МедовухаФест».

Деньги чиновнице перевели за оказание консультационных услуг, «МедовухаФест» был организован наспех, и областные чиновники заблокировали перечисление госсредств. Потом начался ковид, компания фактически прекратила работу. А когда возобновила, Жукова вызвали в местное ФСБ и предложили написать претензию о возврате денежных средств в размере предполагаемой взятки. Решение суда по делу о сговоре при организации «МедовухиФест» читается как роман.

И вот Савельева становится менеджером культуры и православного туризма во Владимирской епархии. Обычно в РПЦ стараются не брать в штат людей с «юридическими проблемами». А тут человек с условным сроком за взяточничество, из маленького городка получает непосредственный доступ к главе Финансово-хозяйственного управления РПЦ через две недели после его назначения на кафедру. Возникает вопрос, на чем основано это назначение.

Возможный ответ на это даёт место службы священника Всеволода Перепелкина, пресс-секретаря епархии, отвечавшего на вопросы о Веничке: Троицкий собор в Суздале. Перепёлкин, в отличие от Савельевой, для Владимирской епархии человек не новый, он возглавляет медиацентр уже несколько лет. Это деятель культуры, его лозунг в соцсетях: «Показываю красоту Православия. Делюсь местами для паломничества и духовного обогащения. Церковное искусство и культура через фото и видео». Он фотографирует на профессиональномуровне храмы Владимирской области и собирает средства на их восстановление.

До июля 2024 года Перепелкин делал это в Суздале, где активно ремонтировал и обновлял свой храм. Затем его перевели настоятелем храма-памятника архитектуры в Гусь-Хрустальный, где в 2025 году он затеял новый ремонт храма и активно искал на это средства. Пытался получить из городского бюджета деньги на проект «Дорога к храму» для благоустройства околохрамовой территории. Перепелкин мог знать Савельеву по работе в Суздале и ходатайствовать за ее назначение. После прихода митрополита Никандра он один из немногих, кто остался на посту.

Проект Перепелкина денег из бюджета, насколько можно понять, не получил, а вот Петушки в 2024 году выиграли похожий областной конкурс, получив 5,2 млн рублей на обустройство туристического маршрута «По местам писателя Венедикта Ерофеева». Еще 2 млн рублей они должны получить из районного бюджета. Это будет вымощенная брусчаткой пешеходная зона со скамейками, урнами, фонарями и муралами с цитатами из поэмы «Москва – Петушки». Аналогичную поддержку из областного бюджета на культурно-туристические урбан-проекты получили Гороховец, Киржач, Кольчугино, Покров и Мстера.

Деньги из бюджетов разного уровня на благоустройство среды и развитие туризма регулярно получает и Суздаль (см., например, 1, 2 и 3). Владимирская епархия тоже весьма активно пытается получать на свои проекты бюджетные деньги. Конкуренция за них легко могла привести к обиде: как же так, на «дорогу к храму» денег нет, ана тропу имени какого-то алкоголика – есть?  

За четыре дня до появления заявления епархии о Ерофееве митрополит Никандр посетил Суздаль, где провёл при большом стечении духовенства освящение восстанавливаемого из руин храма и наградил олигарха Александра Шишкина. Бывший тренер по дзюдо, владелец металлургических заводов и депутат Госдумы Шишкин совместил храм в Суздале с вертолётной площадкой, на которую он прилетает, чтобы молиться в построенной им крипте у могилы погибшего в младенческом возрасте сына.

Может быть, как раз тогда Савельева, глава профильного отдела культуры, и Перепёлкин, руководитель пресс-центра, в преддверии «Дня трезвости» предложили митрополиту Никандру, непрерывно мотающемуся по области, осудить «пьяницу» Веничку? С учётом пожеланий влиятельного в епархии суздальского церковного лобби и ЗОЖ-ориентации самого митрополита? Сам текст мог написать кто-то из старых знакомых священника-фотографа Перепёлкина по Сретенскому монастырю в Москве, где тот долго подвизался в издательском отделе. Там, в бывшей вотчине митрополита Тихона (Шевкунова), умеют использовать жёсткие формулировки.

Отвечая на вопрос журналистов, не связано ли заявление епархии с планами властей и общественности Петушков увековечить память Ерофеева, Всеволод Перепелкин сказал: «В том числе и с этим».  

Реакция на скандал

Когда заявление появилось на сайте и вызвало скандал, в Московской патриархии, на уровне как минимум Владимира Легойды, а то и влиятельного куратора регионального епископата Саввы (Тутунова), начали разбираться в этой истории. И обнаружили, что запроса от Александровской епархии на представление её интересов не было (епархия, как следует из странички Владимирской митрополии в VK, в отличие от соседей из Мурома, даже не поздравила своего митрополита с Днём рождения, что вообще форменный демарш). Легойде поручили заявить прессе, что Московская патриархия ничего против Венички не имеет, а Никандра попросили найти ответственных за медийный провал.

Как постоянный член Синода и высокопоставленный бюрократ Московской патриархии, он не стал изображать «сильную реакцию», а сдвинул Савельеву (по должности ответственную за появление таких документов) на позицию, которая исключает возможность повторно инициировать что-то подобное, но оставляет ее заниматься в епархии тем, в чем она специалист, – православным туризмом. На её место быстро назначили Шевцову, «общественницу» с чистой биографией. Всё это было проведено в день скандала или оформлено задним числом, благо основной офис Никандра – в Москве, в патриархии.

Перепёлкин, второй «герой» этой истории, был оставлен при должности. Может быть, чтобы было кому давать журналистам объяснения, в чем причина осуждения Ерофеева. Предъявить верующих из храма в Петушках, возмущенных Веничкой, или хотя бы их заявление в митрополию никто не попросил.

Возможно, впрочем, что дело не только в конкуренции туристических брендов Суздаля и Петушков, и конкретных менеджеров, которые привлекли к своим разборкам Владимирскую митрополию. Пока в ее руководстве были люди с советским бэкграундом, они Веничку не трогали. Каким бы черносотенным русским националистом ни был уволенный на покой Тихон (Емельянов, 1948 г.р., из антисоветского простонародья), сколь бы ни был интеллигентен член-корреспондент Российской академии художеств, епископ Александровский Иннокентий (Яковлев, 1947 г.р., сын генерал-майора, выпускник Новосибирского архитектурного института), они прекрасно понимали, что лучше не становиться персонажами историй, связанных с Веничкой. Его основной герой и альтер-эго, пьяный трикстер, всех вовлечёт в свою нетрезвую и невеселую сказку.

Принадлежащая к той же Владимирской митрополии Муромская епархия, которую возглавляет суровый профессиональный монах с советским опытом Нил (Сычёв, 1964 г. р.), на скандал отреагировала так. В поздравлении митрополита с днём рождения 9 сентября она покритиковала его за резкость оценок ивмешательство в дела соседей – в церковном стиле, но жёстко: «Молимся о том, чтобы Всемилостивый Господь всегда хранил и поддерживал вас на всех жизненных путях, даруя духовную крепость и мудрость в принятии решений в духе мира и любви Христовой».

Ещё резче высказался о событии епархиальный историк иеромонах Варфоломей (Минин, 1957 г. р), представляющийся заштатным священником Владимирской епархии и пишущий под никами Wladimirez (в «Живом журнале») и Ieromonakh Varfolomey (в VK, с указанием, что его страница создана по благословению митрополита Владимирского (1990-2018) Евлогия (Смирнова). Это интеллигент, ставший церковным служителем в 1980-м и почисленный на покой Никандром по состоянию здоровья в феврале 2025 года. Через четыре дня после заявления епархии, 8 сентября, он опубликовал текст «Феномен пьянства в брежневскую эпоху как социокультурное явление». Он заканчивается так:

Винопитие стало легальной формой протеста против той удушающей реальности, которая с детства до старостиокружала советского человека. […] Вот об этом внутреннем протесте и пишет Венедикт Ерофееев. […] Явлениеэто было тотальным […] Не осталась в стороне […] и Церковь. Слабости советской элиты по этой части в полной мере использовались для решения сложных проблем церковно-государственных отношений в условиях официальной идеологии атеизма. Из уст в уста передавались рассказы, как управляющий Владимирской епархией (в 1980-1987 гг. – НМ), тогда архиепископ Серапион (Фадеев) на званных обедах в архиерейской резиденции на Вишнёвой улице вдрызг спаивал ответственного по делам религий по Владимирской области и потом подписывал у лежащего под столом чиновника нужные бумаги. Такие были времена, такие были нравы. Легко судить сейчас об этом. Не лучше ли вспомнить известный эпиграф из пьесы «Ревизор» Н. В. Гоголя: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

Но теперь на сцену вышло новое поколение.  Оно знает про ЗОЖ и ретриты, про трезвый расчёт и большие деньги, про истинную духовность с обращением к матери-Земле, а не про маршрут к той единственной любимой, до которой никогда не доехать. Потому не берусь предсказать, какими словами вспомнят и какой медовухой или протеиновым коктейлем помянут митрополита Никандра и его суздальских сотрудников через 40 лет после их смерти.

Русскоязычная православная культура: все включено

Вся эта история могла бы стать отличным провинциальным анекдотом (автор сообщает далеко не все яркие подробности духовной жизни региона, решив пощадить чувства членов семей участников этой истории), если бы не была отражением двух куда более серьезных трендов в жизни РПЦ: культурного и спортивного. Для российской либеральной, демократической и левой интеллигенции мнение РПЦ о культуре и современности предстаёт в виде анекдотических запретительных требований или повествований «диких» попов вроде популярного в медиа протоиерея Андрея Ткачёва о том, что носить, как относиться к женщине и как пороть детей за видеоигры. Собственно, об этом и была приведенная в начале реплика Олега Лекманова.

В реальной жизни РПЦ уже 30 лет создаёт не только религиозную, но и культурную парадигму восприятия действительности для своих последователей и желающих к ним присоединиться. Православные лавки и магазины завалены одобренной церковным начальством художественной и детской литературой; несколько раз в год на разных уровнях проводятся книжные и литературные конкурсы и кинофестивали. Существуют патриаршая и ряд других литературных премий. С трудом, но создана стабильно работающая и набирающая обороты модель православного телевидения и интернет-вещания.

В последние десятилетия РПЦ пытается переосмыслить и свое отношение к православному стилю жизни. Вместо традиционных «немолодых женщин в платках и юбках» целевой аудиторией стала образованная молодежь (особенно патриотическая, лоялистская и карьеристская), спортсмены, «силовики». Патриархия и епархии на местах стремятся закрепить сотрудничество с ректоратами крупнейших и наиболее престижных вузов для регулярных мероприятий на их площадках. Для молодежной литературы патриархия учредила отдельную литературную премию.

Активно внедряется церковь и в смежные литературные проекты, сделанные на региональной или патриотической почве. Например, тот же глава медиацентра епархии Всеволод Перепелкин в феврале 2025 года представлял епархию на грандиозном литературно-методическом мероприятии «Русский код», организованном областным правительством. Открывая его, замгубернатора Владимирской области Владимир Куимов заявил: «Нужны объединенные усилия учителей, культурных деятелей, конечно же, хранителей книжной культуры — библиотекарей, и Русской православной церкви, чтобы вместе противостоять угрозам и укреплять позиции русского языка».

Двумя месяцами ранее, в декабре 2024 года Перепелкин отвечал за Варваринские педагогические чтения в одноименной православной гимназии Гусь-Хрустального. Там собравшихся приветствовали замглавы города и начальник отдела образования областного минобра, участвовали администрация и педагоги города. Судя по названиям докладов, основное воспитание молодежи должно идти через любовь к малой Родине и посещение музеев.

В ответ на рост популярности ЗОЖ и единоборств РПЦ с 2014 г. празднует День трезвости. Так Церковь выходит из религиозной повестки в светскую. Этого праздника нет в святцах, но РПЦ «сделала праздник». Под контролем находится российская олимпийская сборная и «большой спорт»: у части спортсменов есть постоянные «духовники». Имеют своих духовников и стремятся к получению благословений и некоторые спортивные ассоциации. Никого уже не удивляют соревнования (особенно детско-юношеские), открывающиеся с благословения священника. На уровне крупных епархий могут быть и свои специфические инициативы такого рода. Например, «праздник традиционной мужской культуры “Дмитриев день”», проводившийся в Екатеринбургской епархии в 1995-2019 годах. Это было значительное событие для любителей силовых видовспорта и кулачных боёв.

Не чужд теперь спорт и Владимирской епархии: 5 ноября митрополит встретился с представителями «общественных, патриотических и спортивных организаций города», обсуждались «вопросы взаимодействия», общие цели и задачи организаций, сообщает епархиальный сайт. Архиерей обещал содействовать инициативам спортсменов и лояльных власти националистов (на встрече было как минимум трое руководителей «Русской общины» и «Северного человека»).

Вся эта деятельность координируется через синодальные учреждения Московской патриархии: Патриарший совет по культуре во главе с близким Путину митрополитом Крымским Тихоном (Шевкуновым), Издательский совет во главе с церковным «тяжеловесом», митрополитом Калужским Климентом (Капалиным), главным цензором церковных и околоцерковных издательств, и группу синодальных отделов (миссионерский, по религиозному образованию, по делам молодежи, по катехизации, взаимодействию с казачеством и др.)

Вдобавок церковные деятели разных уровней научились получать деньги в рамках государственных, региональных и городских программ – грамотно оформлять заявки и за них отчитываться, взаимодействовать с бизнесом, в том числе подконтрольным государству, и различными фондами.

Под контролем РПЦ создалась гомогенная среда: современная православная русскоязычная культура. В ней по принципу «все включено» есть свои литературные авторитеты, радио- и телеканалы, коллективные мероприятия и главное, много систематических реципиентов этой культуры, включая учительниц региональных школ и сотрудников районных библиотек, проводящих тематические выставки подобной литературы. Сюда примыкает персонал детских военно-спортивных клубов, воцерковившиеся тренеры и православные каратисты, мамы, открывшие для себя мир православных детских книг и родительскую литературу.

Эта среда стала одной из коллективных идеологизированных форм бытования культуры в современном российском обществе. С ней конкурируют мусульманский, неоиндуистский, ЗОЖный, неоязыческий, «крымнашевский – СВО», неосталинистский и другие культурно-идеологические нишевые проекты. Православный культурный проект давит на массовую светскую «мейнстримную» культуру. В том числе подвергая проверке на прочность и устойчивость ее отдельные имена и привычные явления. Сама православная среда тоже подвергается давлению и критике, что иллюстрируется и историей с нападками на Веничку, и прекращением православного антисемитского книгоиздания, широко распространенного в 1990-е и начале 2000-х годов, и резкое уменьшение количества эсхатологической литературы и вообще градуса «радикализма» на церковных полках по сравнению с тем же периодом.

Так что наш «провинциальный анекдот» – не о Веничке, не о Владимирской епархии и даже не о «диких попах». Он о том, что российское общество по-прежнему сложное и многоплановое. В нём далеко не всё определяется Кремлём, хотя во многих ситуациях он может быть финальным арбитром. Но главное: это общество постоянно развивается за счёт прихода новых возрастных когорт, которые привносят новые идеи и символы как в модернизационный, так и в антимодернизационный проекты. С ними не будет скучно ни их сторонникам, ни идеологическим противникам.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку