9 декабря возле китайского порта Жичжао встал на якорь танкер Fortis, который привез сырье попавшей под санкции США «Роснефти» и не стал его разгружать, сообщает Bloomberg. Груз в объеме 720 000 баррелей нефти вышел из российского порта Усть-Луга на Балтике на танкере Ailana 22 сентября и в общей сложности находился в пути 11 недель (обычно этот путь занимает два месяца). На данный момент не ясно, будет ли Fortis разгружать российскую нефть в китайском порту, почти все импортные причалы которого внесены в черный список США из-за причастности к торговле иранским сырьем.
Согласно данным отслеживания судов, Ailana после загрузки сырья «Роснефти» в Усть-Луге пересекло Средиземное море, прошло через Суэцкий канал и в конце октября прибыло в Мумбаи в Индии, где остановилось на холостом ходу. Спустя почти две недели судно перевалило нефть на Fortis, принадлежащий вьетнамской компании, в открытом море. Затем последний, пройдя еще несколько точек, добрался до Йосу в Южной Корее и, согласно данным Kpler, перегрузил часть российской нефти на другой танкер. Только потом транспорт дошел до китайского побережья у Жичжао.
Как отмечает Bloomberg, груз «Роснефти» провел в море почти на месяц больше обычного, чтобы в итоге добраться до потенциального места разгрузки, и это отражает неопределенность, возникшую вследствие новых санкций США в отношении торговли российской нефтью.
После введения администрацией Дональда Трампа ограничений против «Лукойла» и «Роснефти» государственные и частные НПЗ Китая, который после начала войны в Украине стал основным покупателем нефти из РФ, стали отказываться от российского сырья. Вслед за этим Москва была вынуждена заметно нарастить скидки на свою нефть для КНР, сообщали источники Reuters.
По данным трейдеров, закупаемый Китаем российский сорт ESPO Blend с погрузкой в декабре продается в китайских портах с рекордным дисконтом в $5-6 за баррель к Brent. После введения новых санкций США главный российский сорт для рынка КНР подешевел на $5,5-7 за бочку, или примерно 10%.
Несмотря на это, в ноябре поставки нефти из РФ в Китай по морю упали ниже 800 тысяч баррелей в сутки — это минимум с февраля 2022 года, оценивали аналитики Kpler. В сравнении с октябрем экспорт упал на 30-40%, или 400-500 тысяч баррелей в сутки.