Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Крупнейшие российские банки приготовились просить помощи у государства из-за резкого роста плохих долгов

Софья Сандурская / Агентство «Москва»

Ситуация с плохими долгами в российском банковском секторе хуже, чем видно по официальной статистике. Это даже заставило руководителей крупнейших кредитных организаций обсуждать возможность обращения за помощью к государству, если в течение следующего года ситуация продолжит ухудшаться, сообщает Bloomberg.

По крайней мере три банка из числа системно значимых рассматривают возможность того, что в ближайшие 12 месяцев им может потребоваться рекапитализация, пишет агентство со ссылкой на действующих и бывших чиновников, а также оказавшиеся в его распоряжении документы. Речь в банках шла о том, как обсуждать с ЦБ вопрос о спасении, если таковое станет необходимым. Тема эта, следует из документов и слов чиновников, возникает потому, что сами банкиры гораздо хуже оценивают качество своих кредитных портфелей, чем это следует из официальных данных.

Когда весной 2022 года власти и финансисты ждали катастрофы в экономике и банковском секторе, среди потенциальных мер поддержки последнего рассматривалась докапитализация банков через ОФЗ. Сейчас, по словам источников Bloomberg, запрос на спасение будет зависеть от того, продолжится ли и в какой степени рост объема плохих долгов в течение следующего года. Подобные обсуждения становятся в банковской отрасли все более актуальными, говорят они.

Полной картины не видно, потому что многие данные засекречены, сказал один из собеседников. Но признаков кризиса пока немного, да и его в любом случае можно будет разрешить путем вливания средств, добавил он.

Шансы на кризис довольно низки, соглашается Владислав Иноземцев, сооснователь и ведущий эксперт Европейского центра анализа и стратегий: «Никогда прежде финансовые потрясения (и даже проблемы системных банков) у нас не порождались неплатежами по кредитам». Если проблемы окажутся реальными, их приближение можно будет увидеть по началу процесса банкротств в корпоративном секторе (банки будут не списывать кредиты, а пытаться взыскать активы должников), но пока их число  довольно быстро сокращается, указывает Иноземцев.

Заемщики обеспокоены высокими процентными ставками, а доля проблемных кредитов растет, хотя пока банки их реструктурируют и имеют достаточно резервов, сказали Bloomberg топ-менеджеры двух системообразующих банков.

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в начале июля назвала подобные опасения «абсолютно необоснованными», указав, что резервы банков составляют 8 трлн рублей, и назвав их хорошо капитализированными. По официальным данным на 1 апреля, доля некачественных кредитов корпоративным заемщикам составляла 4%, а необеспеченной потребительской задолженности с просрочкой 90 и более дней – 10,5%.

У ВТБ, который испытывал тяжелые проблемы чуть ли не при каждом финансовом кризисе и которому несколько раз требовалась поддержка государства, просрочка в портфеле кредитов физлицам достигла в мае 5% (377 млрд рублей), по словам первого заместителя председателя правления ВТБ Дмитрия Пьянова. Это на 1,2 процентного пункта больше, чем в начале года, доля может достичь 6-7% к 2026 году, сказал Пьянов, но отметил, что в 2014-2016 годах она достигала 8-10%.

Неплатежи оцениваются в триллионы рублей, так как корпоративные и розничные клиенты не могут расплатиться из-за высоких ставок, писал Bloomberg в июне. Из-за этого сложности у кредиторов растут, и они видят угрозу полноценного банковского кризиса в стране в ближайшие 12 месяцев.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку