Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Школы не помогают распространению коронавируса

Их закрытие слабо повлияет на борьбу с пандемией, говорят европейские исследователи

Фото: Jeswin Thomas/unsplash

Правительства европейских стран рассматривают возможность введения новых ограничений в связи со второй волной пандемии. В эти меры не стоит включать закрытие школ, судя по результатам ряда исследований, которые ставят под сомнение роль школ в распространении коронавируса.

Исследования, проведенные в Германии и Норвегии, а также два аналитических доклада, посвященных ситуации в образовательной системе во всем мире, указывают, что закрытие школ окажет лишь минимальное воздействие на сдерживание распространения COVID-19. Полученные результаты, по всей видимости, укрепят позицию тех чиновников, кто опасается, что закрытие школ ухудшит качество образования и помешает родителям вернуться к нормальной работе.

«Работа [школ] в нормальном режиме должна продолжаться как можно дольше», – заявила на прошлой неделе министр по делам семьи Германии Франциска Гиффи, комментируя исследование, в котором говорится, что «ни детские учреждения, ни сами дети не являются источником инфекции».

Исследования проводятся в то время, когда школам с трудом удается справиться с многочисленными проблемами, связанными с необходимостью выявлять подозрения на заражение коронавирусом и изолировать подхвативших его сотрудников и учеников. В 46% английских средних школ по крайней мере один ученик был изолирован из-за потенциального контакта с больными коронавирусом в классе, свидетельствуют официальные данные.

Анализ, опубликованный на прошлой неделе Институтом экономики труда в Бонне (ILE), показал, что число новых случаев заболевания в период, когда школы открылись после летних каникул, не возросло. Авторы доклада Инго Испхординг, Марк Липферт и Нико Пестель обнаружили, что число подтвержденных случаев в тех землях Германии, где школы открылись, постепенно снижалось по сравнению с теми, где школы не возобновили работу. «Этот результат, безусловно, противоречит» нашим предположениям, признал Испхординг.

Исследователи ILE объясняют низкий уровень инфицирования в немецких школах строгими гигиеническими мерами, включая ношение масок, обучение в небольших группах, а также быстрое тестирование и перевод на карантин тех классов, где у ученика или учителя был подтвержден ковид.

В Германии в последние недели наблюдался резкий рост случаев инфицирования, однако опрос министерств образования 16 федеральных земель, проведенный медиагруппой RND, показал: нет никаких свидетельств того, что школы являются распространителями инфекции. Оказалось, что с момента возобновления работы школ в земле Северный Рейн-Вестфалия только 0,04% школьников были инфицированы (853 из примерно 2 млн учеников). В Шлезвиг-Гольштейне и Баварии этот показатель также составил 0,04%, в то время как в Берлине он был несколько выше – 0,07%.

Анализ источников инфекции, проведенный Норвежским национальным институтом общественного здравоохранения, показал, что в период с июня по октябрь большинство зарегистрированных в школах случаев инфицирования произошло среди учащихся, заразившихся от взрослых в своих семьях, а не от других учеников в школе.

В исследовании Университета Эдинбурга, опубликованном в октябре, также говорится: существует мало доказательств того, что школы являются источником заражения, уровень инфицирования в школах в целом низок, и он ниже среди учащихся, чем среди персонала. Эти выводы базируются на двух обзорах имеющихся данных, сделанных Всемирной организацией здравоохранения и Европейским центром профилактики и контроля заболеваний. Они пришли к выводу, что большинство детей переносит заболевание бессимптомно, а свидетельств передачи инфекции в школах мало.

Тем не менее, в исследованиях подчеркивается сложность определения точных механизмов передачи COVID-19.

Доцент Лондонской школы гигиены и тропической медицины Гвен Найт, составляющая базу сообщений о суперраспространителях ковида во всем мире, говорит, что выявила относительно небольшое число случаев заражения в учебных заведениях.

Анализ ситуации в школах важен, поскольку в них сходятся люди из разных кругов общения – дети, их родители, они – центр социальных контактов, отмечает Найт. Однако четких сигналов того, что школы могут быть центрами распространения коронавируса, не видно, говорит она: «Трудно найти прямые доказательства передачи вируса в школьной среде, хотя, конечно, и требуется делать больше тестов».

Перевел Виктор Давыдов

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку