Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Байден приказал пересмотреть цепочки поставок в критических секторах

Президент хочет снизить зависимость США от зарубежных производителей; автосектор страдает от нехватки чипов

Джо Байден
Джо Байден Фото: Gage Skidmore / CC BY-SA 2.0

Президент США Джо Байден подписал указ, требующий от федеральных ведомств в течение 100 дней провести проверку международных производственных цепочек, по которым в США поставляются полупроводниковая и фармацевтическая продукция, аккумуляторы для электромобилей, важные виды сырья, такие как редкоземельные металлы. Эти виды продукции используются в целом ряде секторов — от автомобильного до оборонного.

Одна из целей такого анализа — определить возможности для снижения зависимости США от поставок из Китая и других конкурирующих стран в критически важных секторах. Другую цель определил Питер Харрелл, старший директор по международной экономике в Совете по национальной безопасности: «Мы должны перестать реагировать на кризисы, связанные с перебоями в цепочках поставок, и заняться предотвращением будущих проблем в них».

Во время президентской кампании Байден обещал снизить вероятность повторения ситуации, наблюдавшейся в начале пандемии, когда сильно не хватало масок и средств индивидуальной защиты для медицинских работников. «Такого никогда не должно было случиться, — сказал Байден о тех событиях, подписывая указ. — Мы не должны полагаться на другую страну, особенно ту, что не разделяет наши интересы и ценности».

Указ также обязует в течение года провести отдельную проверку цепочек поставок в таких секторах, как оборона, государственное здравоохранение, готовность к реагированию на биологические угрозы, информационные технологии, транспорт, производство энергоресурсов и продуктов питания. Речь здесь не о какой-то отдельной стране, а о выявлении «чрезмерной зависимости» США от конкурентов, включая Китай, сказал высокопоставленный сотрудник президентской администрации. В пример он привел зависимость от поставок редкоземельных металлов из Китая.

Редкоземельные металлы (всего их 17) используются в радиоэлектронике, приборостроении, машиностроении, атомной технике, оборудовании для возобновляемой энергетики, аккумуляторах и др. Около 80% таких металлов, используемых в США, импортируется из Китая. По данным Геологической службы США, на долю Китая приходится менее 40% известных запасов редкоземельных металлов и более 70% их мирового производства.

Согласно указу Байдена, правительственные ведомства должны оценить поставки как в системе госзакупок, так и по коммерческим цепочкам. Белому дому нужно использовать результаты аналогичных исследований, проведенных при Дональде Трампе, чтобы ускорить процесс, говорит один из критиков такого подхода: «Китай движется быстро, и команда Байдена не может себе позволить такую роскошь, как изучать этот вопрос от полугода до года, прежде чем начать действовать».  

По мнению Эшли Крейга, специалиста по торговле и партнера юридической фирмы Venable, Белому дому нужно «аккуратно искать компромисс» между устранением уязвимостей в цепочках поставок и «нежеланием раздражать торговых партнеров, которые только начали возвращаться» после того, как Трамп оттолкнул их своей политикой «Америка на первом месте».

Необходимость анализа цепочек поставок стала особенно очевидна в последнее время: представителям Белого дома приходится помогать бороться с нехваткой полупроводников, из-за которой временно остановили работу несколько автомобильных заводов, в том числе Ford Motor и General Motors.

Советник по национальной безопасности Джейк Салливан и директор Национального экономического совета Белого дома Брайан Диз вместе с представителями автомобильной промышленности и стран — союзников США пытаются расшить узкие места в цепочках поставок чипов. «Мы активно работаем с автокомпаниями, чтобы они получили максимально возможное количество чипов. Мы также работаем с зарубежными странами и компаниями, чтобы стимулировать увеличение производства в мире», — говорит сотрудник президентской администрации. Однако, по его словам, «никакое чудо не поможет решить эти проблемы в краткосрочной перспективе», что подтверждает необходимость анализа цепочек поставок.

Автопроизводители потратили на чипы $43 млрд в 2019 г. Например, в электромобиле их используется около 3000. Из-за нехватки полупроводников сократить производство пришлось также Fiat Chrysler, Volkswagen, Honda Motor, Subaru, Toyota Motor, Nissan Motor. Крупнейший производитель полупроводников в мире — тайваньская Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC), которая поставляет их также производителям электроники, включая Apple. По данным IHS Markit, TSMC выпускает 70% всех чипов для автомобильной отрасли.

Диз написал письмо министру экономики Тайваня Ван Мэй-хуа с просьбой помочь с обеспечением поставок. Но TSMC — частная компания, поэтому неизвестно, поможет ли дипломатия увеличить поставки чипов именно в США. Тем более что аналогичное письмо Ван написал министр экономики Германии Петер Альтмайер.

Samsung заявила об угрозе нехватки чипов для смартфонов из-за нужд автопрома

Перевел Михаил Оверченко

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку