Когда в Сан-Диего прошлым летом объявили карантин, Дженна Харрис, сидя дома, научилась делать ароматические свечи. Поначалу она думала, что новое хобби не пойдет дальше изготовления подарков на Рождество для родственников и друзей. Но в итоге оно переросло в бизнес — один из миллионов, созданных американцами с начала пандемии. Многие из них продают товары и услуги из дома через интернет.
После введения локдауна 27-летняя администратор больницы перешла на удаленную работу. Путешествовать стало невозможно, и Харрис познакомилась со многими жителями своего района, среди которых оказались представители разных стран и национальностей. Это дало ей идею создавать ароматы, основываясь на историях и культурах разных людей.
«У меня наконец-то появилась возможность попробовать новые хобби и виды деятельности, включая работу на стороне», — говорит Харрис.
Пандемия как стимул
По данным Бюро переписи населения США, с прошлого марта в стране было создано более 4,4 млн новых бизнесов. Это гораздо больше, чем традиционный рост попыток заняться предпринимательством, который наблюдается во время рецессий, когда действующие компании закрываются, а люди остаются без работы.
Джон Халтивангер, профессор экономики Университета штата Мэриленд:
«Обычно во время рецессий мы наблюдаем контрциклический рост самозанятых. Люди не могут найти работу, поэтому берутся за нее сами. В пандемию необычным оказался масштаб, а не направление».
С 2004 по 2015 г. темпы подачи заявлений о создании нового бизнеса были примерно одинаковыми — около 200 000 в месяц, по данным Бюро переписи населения США (с учетом сезонности). Затем они стали расти, и в последние пару лет до пандемии держались на уровне около 300 000. После провала в марте и апреле 2020 г. число заявлений стало стремительно расти, достигнув в июле рекордных 551 657. В оставшиеся месяцы года американцы подавали от 345 000 до 476 000 заявлений.
Стремительный рост, ставший характерным признаком нынешнего экономического спада, спровоцированного пандемией, продолжился и в этом году. В январе в США появилось почти полмиллиона новых бизнесов.
Свати Бхатт, профессор экономики Принстонского университета:
— Думаю, экономическое сообщество недооценило запас прочности представителей рабочего класса.
Мотивов для собственного начинания так же много, как и людей, которые решают попробовать себя в роли предпринимателя. Одни увидели открывшуюся возможность, другие выгорели на работе и хотят сменить деятельность, третьи остались без работы или вынуждены перебиваться случайными заработками. Но ситуация, сложившаяся в пандемию — появившееся свободное время, использование новых технологий, необходимость сидеть дома, — похоже, стала катализатором, говорят предприниматели и экономисты.
«Мой бизнес что-то зажег во мне»
Молли Зайв — 31-летний дипломированный терапевт и социальный работник. Она работала в службе помощи сотрудникам крупной страховой компании. После начала пандемии она принимала от 20 до 30 звонков в день с сообщениями о кризисной ситуации и страшно вымоталась. Продолжая работать из дома, она решила открыть частную терапевтическую практику.
«После того как я начала по совместительству принимать клиентов, я еще несколько месяцев продолжала работать в штате. Пандемия помогла осознать, что для практики мне не нужно физическое место для приема пациентов, все консультации я могу проводить виртуально», — говорит Зайв.
Она счастлива, что начала в пандемию собственный бизнес. Зайв даже создала подкаст «Терапия — это круто». «Мой бизнес зажег во мне что-то, чего я никогда не испытывала за всю свою карьеру. У меня был стимул, готовность преодолевать вызовы, я чувствовала, что действую эффективно», — объясняет она.
Решение Зайв заняться своим делом параллельно с основной работой по найму — классический пример подработки, перерастающей в собственный бизнес. Этот феномен даже нашел отражение в поп-культуре. Компания Squarespace, которая разрабатывает личные веб-сайты, заплатила певице Долли Партон, чтобы та переписала песню «С 9 до 5» для рекламы во время Суперкубка по американскому футболу.
Когда работаешь с пяти до девяти, у тебя появляются страсть и видение. Это время подработки, новый способ зарабатывать себе на жизнь.– Долли Партон
Марси Брантвейн увлеклась украшением кондитерских изделий — стала заниматься этим каждую ночь, уложив дочь спать. В итоге появилась компания «Печенье черного дрозда». «Из-за ковида мне пришлось уйти с работы, чтобы заботиться о дочери. И оказалось, что заниматься бизнесом дома — это идеальный вариант», — говорит 33-летняя Брантвейн.
Интернет — кладезь информации и канал продаж
Харрис, Зайв и Брантвейн живут в Сан-Диего, где, как свидетельствует статистика, кризис ускорил развитие онлайн-сервисов новыми предпринимателями. Число бизнесов, созданных для продажи товаров и услуг через интернет, выросло в городе вдвое с начала пандемии. Ни в одном другом секторе столь масштабных перемен нет. Аналогичная ситуация наблюдается в последних отраслевых данных Бюро переписи населения по стране (по III квартал 2020 г. включительно).
Интернет не только служит каналом продаж, в нем начинающий предприниматель может найти необходимую информацию и ресурсы. По словам Харрис, подобрав в интернете все юридические и маркетинговые материалы, она смогла начать бизнес по изготовлению свечей менее чем за месяц. «Все, что мне нужно узнать по какой-либо теме — ведение счетов, цепочка поставок, страхование, ведение блога, поисковая оптимизация, — все это можно найти на YouTube или в группах Facebook, — говорит она. — Мне еще многому нужно научиться. Но, по-моему, это просто потрясающе, что, практически не имея предпринимательского бэкграунда и опыта в онлайн-торговле, любой человек может начать бизнес, если есть решимость и находчивость, позволяющая найти нужную технологию».
Хюнсоок Парк, 47 лет, пыталась найти подработку в дополнение к своим двум низкооплачиваемым работам — по упаковке и сборке электронных приборов. Во время пандемии ее дочь уволили, и они вместе создали онлайн-магазин Posh Blossom по продаже подарков ручной работы. Парк продолжает по совместительству работать на производстве.
«Во время пандемии, когда занятость сократилась, у меня появилось время поразмышлять о своем бизнесе и поучиться на онлайн-курсах, как делать свечи, букеты из воздушных шариков и т.д. А дети учили меня пользоваться социальными медиа, такими как TikTok, Instagram и Facebook», — рассказывает она.
«Конечно, все эти новые бизнесы не вытащат немедленно рынок труда из той пропасти, в которой он оказался, — говорит Халтивангер; сейчас занятость в США на 9,5 млн человек меньше по сравнению с докризисным показателем. — Это рискованные предприятия. В хорошие времена большинство из них закрываются, а многие не растут». Однако ситуация внушает экономистам оптимизм.
И Халтивангер, и Бхатт говорят, что данные о столь большом количестве новых предпринимателей их удивляют и воодушевляют.
Джон Халтивангер, профессор экономики Университета штата Мэриленд:
— Они свидетельствуют о том, что пандемия вызвала реструктуризацию экономики США. Сколько из этих новых бизнесов выживет? Мы не знаем, но люди придумали, как можно работать на удаленке. Могу представить, что некоторые бизнесы станут более эффективными. Если так и получится, экономику США ждут фундаментальные изменения.
Встав на ноги, предприниматели в малом и среднем бизнесе будут его расширять и делать более эффективным, считает Бхатт.
Перевел Михаил Оверченко