Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Западным брендам в Китае приходится выбирать между прибылью и правами человека

Компании попали в идеальный шторм из-за уйгурского вопроса

Китай усилил давление на иностранные бренды, заявившие об использовании принудительного труда уйгуров при выращивании хлопка в Синьцзяне
Китай усилил давление на иностранные бренды, заявившие об использовании принудительного труда уйгуров при выращивании хлопка в Синьцзяне Фото: Ng Han Guan / AP / ТАСС

Западные компании оказались втянуты в противостояние между США и их союзниками с одной стороны и Китаем — с другой в связи с преследованием Пекином уйгурских мусульман.

В преддверии зимних Олимпийских игр 2022 г. в Пекине Китай стал объектом пристального внимания правозащитников. На этой неделе Госдепартамент США в докладе о правах человека в мире официально назвал политику Китая в отношении уйгуров «геноцидом». В Конгрессе уже рассматривается закон, который потребует от американских компаний гарантировать, что в их цепочках поставок не используется принудительный труд в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Правозащитники призывают компании занять твердую позицию по вопросу репрессий против уйгуров.

Вопрос морального выбора

В ответ Пекин начал националистическую кампанию по бойкоту ряда западных брендов, включая Nike и H&M, которые выразили обеспокоенность ситуацией в Синьцзяне и пообещали исключить из своих цепочек поставок товары, произведенные с использованием принудительного труда в этом регионе.

Ряд компаний, наоборот, удалили подобные сообщения со своих сайтов. Упоминание о принудительном труде уйгуров сняла VF Corporation, владеющая брендом The North Face: теперь на сайте компании есть раздел о принудительном труде, в котором не говорится о Синьцзяне, и отдельный раздел о регионе, в котором не упоминается принудительный труд. PVH, бренды которой включают Calvin Klein, также удалила заявление о том, что она «глубоко обеспокоена» принудительным трудом в Синьцзяне.

Обе компании заявили, что их политика остается неизменной, но не объяснили недавние изменения на сайтах.

Китай объявил бойкот люксовому бренду Burberry из-за уйгурского вопроса

Позиция некоторых брендов, таким образом фактически поощряющих действия Пекина, вызывает «крайнее беспокойство», заявил уйгурский правозащитник Джухер Ильхам, чей отец Ильхам Тохти приговорен в Китае к пожизненному заключению по обвинению в сепаратизме.

Джухер Ильхам, сотрудник Консорциума по правам рабочих:

— Им надо понять, что они поступают неправильно. Это моральное испытание, которое запомнится в истории. 

Паника на грани истерики

Производители одежды сталкиваются с особым давлением из-за того, что Синьцзян — основной источник китайского хлопка. Однако проблемы могут затронуть и компании других секторов, так как Синьцзян также является важным поставщиком других товаров, в частности поликремния, используемого при производстве солнечных батарей.

Софи Ричардсон, директор Human Rights Watch (HRW) по Китаю, говорит о вале звонков от компаний. «С начала этого года мне звонили чаще, чем за предыдущие 15 лет работы в HRW, — сказала она. — Банки, производители, инвестиционные, текстильные компании — все задают один и тот же вопрос: в свете всей этой информации о Синьцзяне, могут ли они сохранить там свой бизнес и чувствовать себя спокойно». По ее словам, на прошлой неделе беспокойство превратилось в «панику на грани истерики» — после начала бойкота ряда западных брендов в ответ на санкции США, ЕС, Великобритании и Канады в отношении китайских чиновников за их роль в политике против уйгуров.

Жители Китая бойкотируют Nike и Adidas

После введения санкций государственные СМИ Китая распространили сделанное несколько месяцев назад заявление Nike, в котором выражалась обеспокоенность сообщениями о принудительном труде в Синьцзяне. Оно вызвало гнев в китайских соцсетях и у местных рекламных партнеров Nike. А Коммунистический союз молодежи Китая обвинил шведскую H&M в «бойкоте» хлопка из Синьцзяна. После этого онлайн-магазин H&M перестал появляться в результатах поиска на основных торговых онлайн-платформах.

Беннетт Фриман, бывший сотрудник Госдепартамента США и эксперт по правам человека, консультирующий транснациональные корпорации и активистов:

— Компании чувствуют себя так, как будто находятся в зоне боевых действий. Бренды одежды оказались в самом неудачном месте, и им приходится решать, на чьей они стороне. 

Вашингтон усиливает давление

Недавно группа американских сенаторов от обеих партий внесла законопроект, запрещающий импорт товаров, когда компании не могут подтвердить, что при их производстве не использовался принудительный труд. Аналогичный законопроект был одобрен в прошлом году Палатой представителей, и его поддержка указывает на быстрорастущую озабоченность Конгресса по поводу Китая.

Среди инвесторов внимание к социальным и геополитическим рискам также растет.

В декабре Коалиция за прекращение принудительного труда в Уйгурском районе попросила Amazon, Apple, Coca-Cola и другие компании «разъяснить» свою позицию относительно законопроекта. Это было вызвано сообщениями о том, что некоторые лоббировали его смягчение.

NYT: Nike, Coca-Cola и Apple попросили Сенат смягчить закон против принудительного труда уйгуров

Ряд компаний убеждают законодателей дать им больше времени, чтобы убедиться, что они соблюдают требования, которые предлагается ввести. Компаниям нужна помощь для выявления своей уязвимости, но им сложно проанализировать множество уровней поставщиков, от которых они зависят, говорит Дженнифер Бишелье, исполнительный директор Interos, которая консультирует по цепочкам поставок.

Элисон Тейлор из Школы бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете:

— Компании замерли, как зайцы в свете фар. Отслеживание цепочек поставок превратится для них в кошмар, и вызванное этим беспокойство приближается к апогею.

Санкции и ответ Пекина

В дополнение к проблемам с цепочками поставок компаниям приходится иметь дело и с санкциями, которые еще администрация Дональда Трампа наложила на Xinjiang Production and Construction Corp, — военизированную организацию, причастную к использованию принудительного труда в производстве хлопка, указывает Эшли Крейг, партнер юридической фирмы Venable. В секторах, подпадающих под санкции США или причастных опосредованно, приходится заниматься сложными расчетами риска, говорит Крейг. По ее словам, сложно свернуть цепочки поставок со скоростью, которой требовало правительство.

Кроме того, по указанию администрации Трампа таможня и пограничная служба США должны блокировать импорт хлопка и помидоров, при производстве которых используется принудительный труд из Синьцзяна. Но компании выразили беспокойство по поводу того, что не получили четких указаний от правительства о правилах ограничений.

Huawei и партнера Alibaba обвинили в организации слежки за уйгурами в Китае

В довершение всего, по словам Крейг, в Китае принят закон, позволяющий китайским компаниям подавать в суд на иностранные компании, которые ведут бизнес в Китае и подчиняются санкциям США.

Эшли Крейг, партнер юрфирмы Venable:

— Это своего рода идеальный шторм.

Перевел Виктор Давыдов

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку