Это вторая часть статьи о пути к городу будущего — более зеленому, дешевому, чистому, равноправному и продуктивному, где люди будут более счастливыми, здоровыми и менее одинокими. В первой части говорилось, как можно преобразовать офисы и офисные кварталы, городские районы и пригороды.
МОБИЛЬНОСТЬ
Городские жители настолько привыкли к припаркованным машинам, что редко замечают, сколько места они занимают. Место для парковки — за которое водители платят меньше его истинной стоимости, а иногда и вообще ничего — предназначено для амортизации актива, который бездействует около 98% времени, отмечает Росс Дуглас, организатор Саммита по городской мобильности.
У этого места есть бесчисленное множество альтернативных применений. Парковочное пространство можно превратить в место для парковки множества велосипедов или электросамокатов. Там могут встать столы для пинг-понга, расположиться огород, кафе-бар или микропарк, куда дети смогут выйти, не переходя на другую сторону улицы. Тогда это пространство будет использоваться для главной цели существования городов — встреч людей с другими людьми. По словам Дугласа, будущее густонаселенных городов — это не электромобили. Он называет электрические велосипеды «невероятно практичным решением, которое совершенно недооценивают». Уже в 2019 г. в Европе продавалось в пять раз больше электровелосипедов, чем электромобилей, а во время пандемии продажи выросли еще больше.
Хороший электровелосипед стоит около 700 фунтов стерлингов ($970), что примерно равно стоимости пяти недель владения автомобилем в Великобритании, по подсчетам LeasePlan Corporation. Со скоростью 24 км/ч можно доехать на электровелосипеде из многих пригородов Лондона до Вест-Энда менее чем за полчаса. Грузовой электровелосипед может перевозить одного или двух детей и 25 кг груза. Удобно и то, что до ХХ в. городские улицы были спроектированы для существа размером примерно с велосипед — для лошади.
Париж реализует проект стоимостью 42 млрд евро ($50 млрд) по строительству новых линий метро и 68 станций в пригородах. Возможно, за треть этой цены город мог бы подарить электровелосипед всем 12 млн жителей мегаполиса и бесплатно одолжить по одному каждому туристу.
Бум на рынке доставки вызвал и бум паркующихся где только можно грузовиков. Доставщики редко платят за используемое ими дорожное пространство. Когда большинство автомобилей будет вытеснено из города, власти смогут сдавать парковочные места и для грузовиков, и для других средств доставки, включая грузовые велосипеды.
МАГАЗИНЫ
Уже до пандемии в городах было слишком много магазинов (можно рассматривать это как пережиток доинтернетовской эпохи). Многие сейчас закрываются. «Уцелевшие магазины могут стать демонстрационными залами и мини-складами, где продавцы будут стараться наладить долговременные отношения с клиентами, получив их данные, а не продав им что-то немедленно», — говорит Майкл Росс из консалтинговой компании DynamicAction.
Витрины в таких престижных местах, как лондонская Оксфорд-стрит, можно будет сдавать на короткий срок новым арендаторам, например розничным торговцам, запускающим новые коллекции.
Упадок розничной торговли нанесет ущерб арендодателям и городским властям, чьи налоговые поступления снизятся, а также ритейлерам, которые могут отправиться по пути угольщиков прошлого века. Победителями станут горожане, которые смогут переехать в переоборудованные под жилье бывшие магазины. Умирающие торговые центры могут превратиться в дома для престарелых с модернизированными фудкортами. Рестораны и бары — типичные места встреч — ждет яркое городское будущее.
ЖИЛЬЕ
Большие города превратились в крепости для богатых. В книге Томаса Дайджи «Нью-Йорк, Нью-Йорк, Нью-Йорк» краткое изложение недавней истории города именуется «сорока годами в пользу богатых и бизнеса». Даже в 2020 г. цены на жилье в 20 мегаполисах США выросли на 10%. Именно на столько они выросли и в Нью-Йорке, несмотря на все разговоры о том, что жители будут его покидать.
Многие небогатые жители Лондона и Нью-Йорка тратят бóльшую часть своего дохода на жилье. Люди в других городах исключаются из обмена идеями в мегаполисах. Если офисы и магазины превратятся в жилые помещения, цены должны упасть. Проигравшими будут состоятельные, в основном пожилые, домовладельцы.
Сам дом станет другим. Там, где это возможно, он будет включать в себя офис, созданный по индивидуальному заказу, или коммунальное коворкинг-пространство. Дом может получать зеленое отопление от таких источников, как канализация, — как это делается в Осло. В многоквартирном доме будет собственный постамат для посылок. Балконы и открытые пространства станут неотъемлемой частью зданий, считает архитектор Дэвид Аджайе.
САДЫ
Чтобы сделать жителей более счастливыми и для борьбы с учащающимися периодами сильной жары, города будут активнее разводить сады. Барселона уже поощряет жителей создавать общественные сады на крышах, говорит Джилл Литт из Университета Колорадо и Барселонского института исследования глобального здравоохранения.
Неиспользуемые пространства можно будет использовать, чтобы укреплять общественные связи и здоровье, бороться с одиночеством, производить еду, создавать тень и экономить на кондиционировании воздуха. В Денвере уже сейчас более 180 садов. Но действий властей в этой сфере недостаточно, говорит Литт, в этом должны участвовать местные жители, готовые ухаживать за садами долгие годы.
Зеленые насаждения могут применяться по-разному. Дома могут быть покрыты настенными растениями. Городские фермы уже разрастаются в Филадельфии и Детройте. Париж планирует «городские леса» на каменных и бетонных участках, в том числе перед мэрией. «Но даже и одно дерево, цветущее на улице, может порадовать жителей», — говорит Литт.
Перевел Виктор Давыдов