Более 100 стран во главе с США и ЕС объявили на климатическом саммите ООН в Глазго о намерении сократить выбросы метана на 30% к 2030 г. по сравнению с 2020 г. Инициатива Global Methane Pledge («Клятва сократить глобальные выбросы метана») была обнародована лишь в сентябре, и около недели назад в ней участвовали около 20 стран. Но Джон Керри, специальный представитель президента США по вопросам климата, заявил на заседании во вторник, что к ней уже присоединилось более 100 стран. На них приходится 70% мирового ВВП и почти половина антропогенных выбросов метана.
Крупные эмитенты метана, такие как Россия, Китай и Индия, к инициативе не присоединились, хотя в последний момент клятву подписала Бразилия. Из нефтедобывающих стран в ней также, помимо США, участвуют Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Нигерия, Канада, Норвегия.
В отличие от климатического саммита в Париже в 2015 г. нынешний не предполагает заключение какого-либо всеобъемлющего соглашения по борьбе с изменением климата. Поэтому обещание сократить выбросы метана может оказаться если не самым значимым, то одним из наиболее значимых итогов COP26.
Метан может стать еще одним яблоком раздора в отношениях России с Евросоюзом – в дополнение к вводимому в ЕС трансграничному углеродному налогу. ЕС в декабре объявит о мерах регулирования выбросов метана: «Мы введем правила измерения выбросов, отчетности по ним и ее верификации. Правила для выбросов, сжигания газа на факеле, выявления утечек и их ремонта», - заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Меры ЕК будут касаться в том числе выбросов у поставщиков; по оценке комиссии, лишь около четверти выбросов метана из продукции, потребляемой ЕС, происходит внутри самого союза.
Россия – крупнейший поставщик газа в Европу, и, например, утечки метана на ее трубопроводах время от времени происходят. Москве уже приходится договариваться с ЕС по вопросу выплат за экспорт продукции, производство которой порождает выбросы углекислого газа: с 2026 г. ЕС начнет взимать трансграничный углеродный сбор. Вскоре к этому вопросу может добавиться вопрос о выбросах метана.
«Сделать можно только то, что можно измерить», – добавила фон дер Ляйнен, поэтому ЕК поддерживает создание международной независимой обсерватории при Программе ООН по окружающей среде (UNEP) для разработки критериев оценки выбросов метана и их учета. В США готовятся регулирующие нормы, по которым производители нефти и газа должны будут платить за выбросы метана до $1500/т.
Чем опасен метан
Метан гораздо более вредный парниковый газ, чем углекислый газ, он удерживает в 80 раз больше тепла. По расчетам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), на него приходится более четверти тепла, скопившегося в атмосфере с доиндустриального времени. Уровень метана в атмосфере за последние два века вырос на 150%, тогда как углекислого газа – на 50%. При этом рост содержания метана ускорился в последние полвека, прежде всего из-за деятельности нефтегазовой отрасли. Другие источники выброса метана – старые угольные шахты, сельское хозяйство и мусорные свалки.
Метан обеспечил повышение мировой температуры на 0,5° из того 1,1°, на которые она выросла с доиндустриального уровня, напомнил Керри. С помощью новой инициативы, на реализацию которой осталось девять лет и которая предполагает совокупное сокращение выбросов участвующими в ней странами, потепление можно будет сократить на 0,2° к середине века.
Это может показаться не очень большим значением по сравнению с целью Парижского соглашения удержать рост температуры в пределах 1,5-2°, но бороться с выбросами метана проще (в частности, надо ликвидировать возможности утечек в нефтегазовой инфраструктуре), а результата, по словам Керри, можно добиться «быстрее всего».
По оценке UNEP и Коалиции за климат и чистый воздух, сокращение выбросов метана на 30% к 2030 г. позволит предотвратить преждевременную смерть более 200 000 человек, попадание в реанимацию сотен тысяч человек с астмой и потерю более 20 млн т урожая в год.
Во всех пяти областях – крупнейших эмитентах метана (сельское хозяйство – 40-50% всех выбросов; нефть и газ – 10% и 10-15% соответственно; уголь – 10-15%; мусор – 7-10%; сточные воды – 7-10%) уже сейчас существуют технологии ограничения выбросов, говорится в недавнем отчете McKinsey. Тем не менее, пока эти выбросы достаточно трудно выявлять и измерять, а подходы к сокращению сильно различаются по затратам, возможностям и сложности реализации. Например, расходы на борьбу с метаном в угледобыче в 4-5 раз выше, чем на выявление утечек и ремонт в нефтегазовой отрасли, поскольку концентрация этого газа, выделяющегося из угля, гораздо ниже, отмечает McKinsey.
По оценке McKinsey, в 30-летней перспективе более 90% сокращений выбросов, связанных с применением уже существующих технологий, можно добиться, потратив менее $25 за тонну СО2-эквивалента. «Такую цену порой платят на добровольных рынках по торговле углекислым газом», – указывает McKinsey. В ЕС в системе торговли квотами на выбросы СО2 тонна сейчас стоит около $70.