Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ; в него входят, например, Danone, Mars, Metro, PepsiCo, Sanofi, Coca-Cola, Unilever) предупредил вице-премьера Андрея Белоусова о рисках для поставок из-за миграционного кризиса на границе Белоруссии и Польши. Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на документ, на КПП «Бобровники» на границе с Польшей образовались очереди из грузовиков длиной более 25 км.
Время перехода через границу ЕС и Белоруссии для одной машины выросло до 80 часов, пояснили представители бизнеса. День простоя грузовика обходится минимум в 500 евро. Здесь проходит около 10% российского импорта в натуральном выражении. Более 90% поставок осуществляются автотранспортом.
На альтернативных направлениях — через Латвию или Литву — также начали образовываться пробки. При этом даже в нормальных условиях проезд здесь увеличивает затраты для каждой машины минимум на 300 евро. Использовать другие виды транспорта, отмечают в КСИИ, будет ещё дороже.
«Сохранение сложившейся ситуации может существенным образом повлиять на цепочки поставок и доступность товаров для населения, особенно учитывая увеличивающийся грузооборот и повышенный спрос на продукцию в преддверии новогодних праздников»,— предупредили в КСИИ. Бизнес просит вице-премьера обеспечить межведомственную координацию и подготовку к увеличению грузопотоков через границу России и Латвии.
Источники издания в торговых сетях подтвердили задержки в прохождении грузов. Пока ситуация не является критической, однако дальнейшее развитие и последствия прогнозировать сложно, отмечают они. Бизнес в данном случае надеется «на политическое решение вопроса».
Польский премьер Матеуш Моравецкий 21 ноября пригрозил полностью закрыть границу с Белоруссией. Власти страны уже закрыли пункт пропуска «Кузница», где был разбит лагерь мигрантов. «Мы готовы закрыть и другие пункты пересечения границы, а также возможности для транзита и торговли, чтобы оказать экономическое давление на режим [президента Белоруссии Александра] Лукашенко», — пообещал Моравецкий.