Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Авиаудары или вторжение: каковы варианты военного конфликта с Украиной

Есть свидетельства, что Москва готовит материальное обеспечение для длительного операции, говорят западные чиновники

Украинские силы территориальной обороны на военных учениях под Киевом 25 декабря 2021 года.
Украинские силы территориальной обороны на военных учениях под Киевом 25 декабря 2021 года. Sergei SUPINSKY / AFP

Угрожая возможной военной операцией на Украине, президент Владимир Путин, по словам западных военных аналитиков, может рассматривать целый набор сценариев ее проведения – от точечных ракетных ударов до продвижения на часть территории с востока или юга страны и даже полномасштабного вторжения в сочетании с атаками в компьютерных сетях.

Разместив около 100 000 российских военнослужащих около северной, восточной и южной границ Украины, Путин предупредил, что будет использовать все возможности, если его требования относительно Украины и деятельности НАТО в странах бывшего советского блока не будут удовлетворены.

Информация, которой разведслужбы США поделились с европейскими союзниками, позволяет предположить, что Россия готовит вторжение, по словам американских и европейских чиновников. Правда, они считают, что Путин еще не принял окончательного решения. По словам чиновников, войска к границе могут перебрасываться для того, чтобы заставить президента США Джо Байдена пойти на дипломатические уступки. Президенты США и России договорились поговорить по телефону в четверг, а в январе должны начаться переговоры между Россией, США и членами НАТО.

Однако размещение крупных военных соединений и новейших вооружений в сочетании с агрессивной риторикой России повышает вероятность того, что тлеющий конфликт на востоке Украины может перерасти в полномасштабную войну. После того, как в 2014 г. Россия присоединила Крым, военные действия на Донбассе унесли жизни около 14 000 человек.

«Пока что Путин лучше всех других лидеров продемонстрировал, что умеет использовать силу для достижения своих политических целей, – говорит Майкл Кофман, старший научный сотрудник в американской исследовательской организации CNA. – Сколько еще нападений на Украину ему нужно совершить, чтобы люди поняли, что он не блефует?»

Путин отрицает, что планирует вторжение, но ясно дал понять, что Россия готова принимать «военно-технические меры, адекватные угрозам», и будет «жестко реагировать на недружественные шаги».

Ограниченное вторжение

По словам двух давних доверенных лиц Путина, наиболее вероятный casus belli будет напоминать тот, что привел к началу войны с Грузией в августе 2008 г. Россия тогда отреагировала на попытку Тбилиси получить контроль над Южной Осетией, введя войска на территорию Грузии при поддержке авиации и артиллерии, используя блокаду с моря и кибератаки.

Москва представит конфликт с Украиной как попытку защитить русскоговорящее население на Донбассе от того, что она будет называть украинской агрессией, сказали эти двое людей.

Масштаб и продолжительность такой операции будут зависеть от того, как быстро Украина согласится на требования России, говорят эксперты по безопасности.

К середине декабря вблизи украинской границы находилось около 100 000 российских военных, включая около 50 высокомобильных батальонных тактических групп, по данным западных разведслужб. Они прогнозируют, что число военнослужащих может вырасти до 175 000 к концу января, когда земля промерзнет и будет более пригодна для передвижения танков в случае наземного вторжения.

Пока для полноценной операции не хватает материального обеспечения, в частности, запасов боеприпасов, полевых госпиталей, хранилищ крови для переливания, но есть свидетельства, что процесс их перемещения к границе идет, говорят западные официальные лица. «Если они захотят быстро добавить это для использования при вторжении, то могут сделать это в срочном порядке, – говорит Роб Ли, научный сотрудник Института изучения внешней политики, который исследует деятельность российских вооруженных сил. – Значительная часть персонала, скорее всего, все еще находится в Сибири, но если они захотят действовать быстро, гораздо быстрее будет доставить этих людей на самолетах, чем везти само оборудование».

Точечные удары с воздуха

Россия может нанести существенный урон украинским вооруженным силам с помощью ударов по их передовым позициям с воздуха, считает Дара Массико, старший исследователь в Rand Corporation. Хотя российские ВВС не участвовали в военных действиях против сил противовоздушной обороны со времен войны с Грузией, «здесь могут быть задействованы многочисленные крылатые и баллистические ракеты, запускаемые либо с Черного моря, либо с сухопутной территории России, и украинской системе противовоздушной обороны будет сложно с ними справиться», говорит она.

Также могут быть использованы ракеты воздушного базирования, тяжелая артиллерия и огнеметы дальнего действия, считает Массико: «Для украинских сухопутных сил это будет невероятно разрушительный удар».

На Украине обещают противостоять российской угрозе. По данным декабрьского опроса Киевского международного института социологии, 58% всех мужчин готовы сражаться против российских войск в случае их вторжения вглубь территории Украины. Некоторые вступают в отряды самообороны.

Но превосходство российских вооруженных сил позволит им победить украинскую армию в течение нескольких недель, организовав удары с нескольких направлений, включая Белоруссию и Черное море, говорит Кофман из CNA.

По его мнению, украинские войска могут быть легко отрезаны и изолированы в восточной части страны.

Полномасштабное вторжение

Полномасштабное вторжение позволит России захватить значительные территории, которые могли бы быть использованы для контрнаступления на Донбассе. Это соответствовало бы представлению Путина о том, что входящие в состав Украины земли к востоку от Днепра с русскоговорящим населением являются «исконно русскими территориями».

Но масштаб наступления в конечном счете будет зависеть от того, какой урон Москва должна будет нанести украинским силам, чтобы те признали поражение, считает Роб Ли:

«В результате их действий потери за пару дней могут составить десятки тысяч. Они могут существенно подорвать военный потенциал Украины на востоке. Но будет ли этого достаточно, чтобы заставить Украину сдаться? Тут все зависит от анализа соотношения выгод и издержек».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку