Сокровища Москвы: храм Василия Блаженного
Один из самых известных памятников архитектуры Москвы открыт для посещений и является одновременно музеем и действующей церковью
![Храм Василия Блаженного в 2021 г. отметил 460-летие.
Он был возведен по обету Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства и получил название Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (в XVI в. площадь с собором и Кремль разделял ров).
Первоначально Собор насчитывал девять церквей, расположенных на едином фундаменте.](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/49/Pokrovskiy-Sobor-Print-147.jpg)
Храм Василия Блаженного в 2021 г. отметил 460-летие.
Он был возведен по обету Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства и получил название Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (в XVI в. площадь с собором и Кремль разделял ров).
Первоначально Собор насчитывал девять церквей, расположенных на едином фундаменте.
Он был возведен по обету Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства и получил название Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (в XVI в. площадь с собором и Кремль разделял ров).
Первоначально Собор насчитывал девять церквей, расположенных на едином фундаменте.
Андрей Гордеев для MT
![Собор стал самым высоким строением в Москве и оставался им до 1600 г., когда в Кремле была перестроена колокольня Ивана Великого.
Одна из главных архитектурных особенностей храма – все четыре стороны задуманы как парадные: откуда бы посетители ни подходили к собору, они всегда видят фасадную сторону.](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/2b/Pokrovskiy-Sobor-Print-96.jpg)
Собор стал самым высоким строением в Москве и оставался им до 1600 г., когда в Кремле была перестроена колокольня Ивана Великого.
Одна из главных архитектурных особенностей храма – все четыре стороны задуманы как парадные: откуда бы посетители ни подходили к собору, они всегда видят фасадную сторону.
Одна из главных архитектурных особенностей храма – все четыре стороны задуманы как парадные: откуда бы посетители ни подходили к собору, они всегда видят фасадную сторону.
Андрей Гордеев для MT
![Название «Храм Василия Блаженного» распространилось с конца XVI в., после того как в соборе был похоронен знаменитый московский юродивый Василий Блаженный и к собору была пристроена десятая церковь – в его честь.
Постепенно церковь стала самой популярной у прихожан и, идя в собор, стали говорить, что идут «к Василию Блаженному». Сейчас вход в собор расположен со стороны именно с этой церкви, расположенной на первом этаже.
Церковь Василия Блаженного – единственная отапливаемая церковь собора, богослужения здесь проходили круглогодично.](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/37/Pokrovskiy-Sobor-Print-12.jpg)
Название «Храм Василия Блаженного» распространилось с конца XVI в., после того как в соборе был похоронен знаменитый московский юродивый Василий Блаженный и к собору была пристроена десятая церковь – в его честь.
Постепенно церковь стала самой популярной у прихожан и, идя в собор, стали говорить, что идут «к Василию Блаженному». Сейчас вход в собор расположен со стороны именно с этой церкви, расположенной на первом этаже.
Церковь Василия Блаженного – единственная отапливаемая церковь собора, богослужения здесь проходили круглогодично.
Постепенно церковь стала самой популярной у прихожан и, идя в собор, стали говорить, что идут «к Василию Блаженному». Сейчас вход в собор расположен со стороны именно с этой церкви, расположенной на первом этаже.
Церковь Василия Блаженного – единственная отапливаемая церковь собора, богослужения здесь проходили круглогодично.
Андрей Гордеев для MT
![Церковь Василия Блаженного пристроили в 1588 г. над могилой канонизированного юродивого. Сейчас над захоронением стоит рака, мощи святого до сих пор под землей.
Дошедшее до наших дней убранство церкви – тот ее вид, который придали зданию в конце XIX в. во время реставрационных работ к 350-летию со дня закладки собора. Часть росписей рассказывает о пути Василия Блаженного и его подвиге нагоходца. Считается, что он пронес его через всю жизнь: с 16 лет святой жил на Красной площади и обходился без одежды до самой смерти в 88 лет. Одна из икон Василия Блаженного (слева от раки) – еще и исторический документ: на заднем плане изображена панорама Москвы и тот самый ров, указанный в оригинальном названии храма.](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/78/Pokrovskiy-Sobor-Print-7.jpg)
Церковь Василия Блаженного пристроили в 1588 г. над могилой канонизированного юродивого. Сейчас над захоронением стоит рака, мощи святого до сих пор под землей.
Дошедшее до наших дней убранство церкви – тот ее вид, который придали зданию в конце XIX в. во время реставрационных работ к 350-летию со дня закладки собора. Часть росписей рассказывает о пути Василия Блаженного и его подвиге нагоходца. Считается, что он пронес его через всю жизнь: с 16 лет святой жил на Красной площади и обходился без одежды до самой смерти в 88 лет. Одна из икон Василия Блаженного (слева от раки) – еще и исторический документ: на заднем плане изображена панорама Москвы и тот самый ров, указанный в оригинальном названии храма.
Дошедшее до наших дней убранство церкви – тот ее вид, который придали зданию в конце XIX в. во время реставрационных работ к 350-летию со дня закладки собора. Часть росписей рассказывает о пути Василия Блаженного и его подвиге нагоходца. Считается, что он пронес его через всю жизнь: с 16 лет святой жил на Красной площади и обходился без одежды до самой смерти в 88 лет. Одна из икон Василия Блаженного (слева от раки) – еще и исторический документ: на заднем плане изображена панорама Москвы и тот самый ров, указанный в оригинальном названии храма.
Андрей Гордеев для MT
![В храме находится еще одна уникальная икона Василия Блаженного – конца XVI в. Предположительно, это первая икона святого после канонизации в 1588 г., – написанная всего через несколько десятков лет после его смерти.
На иконе Василий Блаженный полностью наг и это одно из последних иконописных изображений нагоходцев: указом Петра I было велено изображать святых в повязках на интимных местах.](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/58/Pokrovskiy-Sobor-Print-32-2.jpg)
В храме находится еще одна уникальная икона Василия Блаженного – конца XVI в. Предположительно, это первая икона святого после канонизации в 1588 г., – написанная всего через несколько десятков лет после его смерти.
На иконе Василий Блаженный полностью наг и это одно из последних иконописных изображений нагоходцев: указом Петра I было велено изображать святых в повязках на интимных местах.
На иконе Василий Блаженный полностью наг и это одно из последних иконописных изображений нагоходцев: указом Петра I было велено изображать святых в повязках на интимных местах.
Андрей Гордеев для MT
![Из церкви Василия Блаженного посетители попадают в подклет собора. Во времена Ивана Грозного в подклете располагалась царская казна, позже хранились ценности богатых москвичей.
В советское время здесь находились служебные помещения музея, в который был превращен собор.](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/95/Pokrovskiy-Sobor-Print-46.jpg)
Из церкви Василия Блаженного посетители попадают в подклет собора. Во времена Ивана Грозного в подклете располагалась царская казна, позже хранились ценности богатых москвичей.
В советское время здесь находились служебные помещения музея, в который был превращен собор.
В советское время здесь находились служебные помещения музея, в который был превращен собор.
Андрей Гордеев для MT
![Из нижнего яруса на второй этаж ведет потайная лестница. На момент постройки собора посетители входили в него по внешним лестницам и попадали сразу на второй ярус – то есть к церквям.
Потайная лестница ведет в Покровскую церковь – самую высокую в соборе, ее высота от пола до свода 47,5 м. Это единственная шатровая (в форме пирамиды) церковь собора.
Церковь действующая, на праздник Покрова здесь проходят богослужения.](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/d0/Pokrovskiy-Sobor-Print-47.jpg)
Из нижнего яруса на второй этаж ведет потайная лестница. На момент постройки собора посетители входили в него по внешним лестницам и попадали сразу на второй ярус – то есть к церквям.
Потайная лестница ведет в Покровскую церковь – самую высокую в соборе, ее высота от пола до свода 47,5 м. Это единственная шатровая (в форме пирамиды) церковь собора.
Церковь действующая, на праздник Покрова здесь проходят богослужения.
Потайная лестница ведет в Покровскую церковь – самую высокую в соборе, ее высота от пола до свода 47,5 м. Это единственная шатровая (в форме пирамиды) церковь собора.
Церковь действующая, на праздник Покрова здесь проходят богослужения.
Андрей Гордеев для MT
![Именно на сводах Покровской церкви была обнаружена надпись – свидетельство точной даты освящения собора: 12 июля 1561 г. Эта дата сейчас отмечается как день рождения собора.
Здесь же можно рассмотреть архитектурные детали собора – на уменьшенной модели-макете.](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/ab/Pokrovskiy-Sobor-Print-50.jpg)
Именно на сводах Покровской церкви была обнаружена надпись – свидетельство точной даты освящения собора: 12 июля 1561 г. Эта дата сейчас отмечается как день рождения собора.
Здесь же можно рассмотреть архитектурные детали собора – на уменьшенной модели-макете.
Здесь же можно рассмотреть архитектурные детали собора – на уменьшенной модели-макете.
Андрей Гордеев для MT
![Восемь церквей — четыре осевые и четыре поменьше между ними – сгруппированы вокруг центральной Покровской церкви, из каждой можно пройти в соседнюю. Здания опоясывает внешняя обходная галерея – гульбище.
Среди историков до сих пор нет единого мнения о том, кто все-таки строил собор, – русские или итальянцы. Точных свидетельств и документов не сохранилось. Но большинство экспертов склоняется к тому, что без итальянцев не обошлось. Кирпич, который использовался для строительства собора, был для Руси новым материалом и как минимум на самых первых этапах русские должны были обучаться новым навыкам работы с ним у итальянцев.](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/24/Pokrovskiy-Sobor-Print-60-2.jpg)
Восемь церквей — четыре осевые и четыре поменьше между ними – сгруппированы вокруг центральной Покровской церкви, из каждой можно пройти в соседнюю. Здания опоясывает внешняя обходная галерея – гульбище.
Среди историков до сих пор нет единого мнения о том, кто все-таки строил собор, – русские или итальянцы. Точных свидетельств и документов не сохранилось. Но большинство экспертов склоняется к тому, что без итальянцев не обошлось. Кирпич, который использовался для строительства собора, был для Руси новым материалом и как минимум на самых первых этапах русские должны были обучаться новым навыкам работы с ним у итальянцев.
Среди историков до сих пор нет единого мнения о том, кто все-таки строил собор, – русские или итальянцы. Точных свидетельств и документов не сохранилось. Но большинство экспертов склоняется к тому, что без итальянцев не обошлось. Кирпич, который использовался для строительства собора, был для Руси новым материалом и как минимум на самых первых этапах русские должны были обучаться новым навыкам работы с ним у итальянцев.
Андрей Гордеев для MT
![За долгую историю собора его внутреннее убранство многократно менялось.
Сохранились разные периоды росписей, от первоначальных времен Ивана Грозного (это роспись, имитирующая кирпичную кладку; кирпич тогда был редким и дорогим материалом, его могли использовать только для царских построек) до цветочно-травных орнаментов периода Екатерины II (тогда росписи делали масляными красками).](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/e2/Pokrovskiy-Sobor-Print-78.jpg)
За долгую историю собора его внутреннее убранство многократно менялось.
Сохранились разные периоды росписей, от первоначальных времен Ивана Грозного (это роспись, имитирующая кирпичную кладку; кирпич тогда был редким и дорогим материалом, его могли использовать только для царских построек) до цветочно-травных орнаментов периода Екатерины II (тогда росписи делали масляными красками).
Сохранились разные периоды росписей, от первоначальных времен Ивана Грозного (это роспись, имитирующая кирпичную кладку; кирпич тогда был редким и дорогим материалом, его могли использовать только для царских построек) до цветочно-травных орнаментов периода Екатерины II (тогда росписи делали масляными красками).
Андрей Гордеев для MT
![В нескольких местах реставраторы специально оставили разные варианты росписи стен собора, от оригинальных до более поздних](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/e4/Pokrovskiy-Sobor-Print-70.jpg)
В нескольких местах реставраторы специально оставили разные варианты росписи стен собора, от оригинальных до более поздних
Андрей Гордеев для MT
![Еще один след времени, который реставраторы решили оставить – повреждение стены одной из церквей, появившееся после обстрела во время революции 1917 г.](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/9d/Pokrovskiy-Sobor-Print-86.jpg)
Еще один след времени, который реставраторы решили оставить – повреждение стены одной из церквей, появившееся после обстрела во время революции 1917 г.
Андрей Гордеев для MT
![Среди прочих реликвий в соборе выставлены вериги. Похожие могли принадлежать младшему современнику Василия Блаженного – святому Иоанну Блаженному, которому посвящена последняя, одиннадцатая церковь собора, построенная в 1672 г.
Подвиг веригоносца должен был быть скрыт от окружающих, вериги полагалось носить под одеждой. Вес вериг составлял нескольких десятков килограмм. Считается, что Иоанн Блаженный носил вериги вполовину своего веса и снял их только перед смертью в 1589 г.](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/a6/Pokrovskiy-Sobor-Print-104.jpg)
Среди прочих реликвий в соборе выставлены вериги. Похожие могли принадлежать младшему современнику Василия Блаженного – святому Иоанну Блаженному, которому посвящена последняя, одиннадцатая церковь собора, построенная в 1672 г.
Подвиг веригоносца должен был быть скрыт от окружающих, вериги полагалось носить под одеждой. Вес вериг составлял нескольких десятков килограмм. Считается, что Иоанн Блаженный носил вериги вполовину своего веса и снял их только перед смертью в 1589 г.
Подвиг веригоносца должен был быть скрыт от окружающих, вериги полагалось носить под одеждой. Вес вериг составлял нескольких десятков килограмм. Считается, что Иоанн Блаженный носил вериги вполовину своего веса и снял их только перед смертью в 1589 г.
Андрей Гордеев для MT
![Церковь во имя Иоанна Блаженного, построенная над могилой святого, единственная в соборе не имеет купола.
Мощи святого тоже под землей (как и мощи Василия Блаженного), над местом захоронения стоит рака.](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/43/Pokrovskiy-Sobor-Print-109.jpg)
Церковь во имя Иоанна Блаженного, построенная над могилой святого, единственная в соборе не имеет купола.
Мощи святого тоже под землей (как и мощи Василия Блаженного), над местом захоронения стоит рака.
Мощи святого тоже под землей (как и мощи Василия Блаженного), над местом захоронения стоит рака.
Андрей Гордеев для MT
![Одиннадцатый купол собора образует колокольня, построенная в 1680-х гг. В 1990 г. на неё вернули колокола XVII-XIX вв., и после долгого периода молчания колокольный звон Покровского собора возродился.](https://static.moscowtimes.ru/image/article_320/a2/Pokrovskiy-Sobor-Print-116.jpg)
Одиннадцатый купол собора образует колокольня, построенная в 1680-х гг. В 1990 г. на неё вернули колокола XVII-XIX вв., и после долгого периода молчания колокольный звон Покровского собора возродился.
Андрей Гордеев для MT