Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Сокровища Москвы: храм Василия Блаженного

Один из самых известных памятников архитектуры Москвы открыт для посещений и является одновременно музеем и действующей церковью

Храм Василия Блаженного в 2021 г. отметил 460-летие. 

Он был возведен по обету Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства и получил название Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (в XVI в. площадь с собором и Кремль разделял ров). 

Первоначально Собор насчитывал девять церквей, расположенных на едином фундаменте.
Собор стал самым высоким строением в Москве и оставался им до 1600 г., когда в Кремле была перестроена колокольня Ивана Великого. 

Одна из главных архитектурных особенностей храма – все четыре стороны задуманы как парадные: откуда бы посетители ни подходили к собору, они всегда видят фасадную сторону.
Название «Храм Василия Блаженного» распространилось с конца XVI в., после того как в соборе был похоронен знаменитый московский юродивый Василий Блаженный и к собору была пристроена десятая церковь – в его честь.

Постепенно церковь стала самой популярной у прихожан и, идя в собор, стали говорить, что идут «к Василию Блаженному». Сейчас вход в собор расположен со стороны именно с этой церкви, расположенной на первом этаже.

Церковь Василия Блаженного – единственная отапливаемая церковь собора, богослужения здесь проходили круглогодично.
Церковь Василия Блаженного пристроили в 1588 г. над могилой канонизированного юродивого. Сейчас над захоронением стоит рака, мощи святого до сих пор под землей.

Дошедшее до наших дней убранство церкви – тот ее вид, который придали зданию в конце XIX в. во время реставрационных работ к 350-летию со дня закладки собора. Часть росписей рассказывает о пути Василия Блаженного и его  подвиге нагоходца. Считается, что он пронес его через всю жизнь: с 16 лет святой жил на Красной площади и обходился без одежды до самой смерти в 88 лет. Одна из икон Василия Блаженного (слева от раки) – еще и исторический документ: на заднем плане изображена панорама Москвы и тот самый ров, указанный в оригинальном названии храма.
В храме находится еще одна уникальная икона Василия Блаженного – конца XVI в. Предположительно, это первая икона святого после канонизации в 1588 г., – написанная всего через несколько десятков лет после его смерти.

На иконе Василий Блаженный полностью наг и это одно из последних иконописных изображений нагоходцев: указом Петра I было велено изображать святых в повязках на интимных местах.
Из церкви Василия Блаженного посетители попадают в подклет собора. Во времена Ивана Грозного в подклете располагалась царская казна, позже хранились ценности богатых москвичей. 

В советское время здесь находились служебные помещения музея, в который был превращен собор.
Из нижнего яруса на второй этаж ведет потайная лестница. На момент постройки собора посетители входили в него по внешним лестницам и попадали сразу на второй ярус – то есть к церквям. 

Потайная лестница ведет в Покровскую церковь – самую высокую в соборе, ее высота от пола до свода 47,5 м. Это единственная шатровая (в форме пирамиды) церковь собора.

Церковь действующая, на праздник Покрова здесь проходят богослужения.
Именно на сводах Покровской церкви была обнаружена надпись – свидетельство точной даты освящения собора: 12 июля 1561 г. Эта дата сейчас отмечается как день рождения собора.

Здесь же можно рассмотреть архитектурные детали собора – на уменьшенной модели-макете.
Восемь церквей — четыре осевые и четыре поменьше между ними – сгруппированы вокруг центральной Покровской  церкви, из каждой можно пройти в соседнюю. Здания опоясывает внешняя обходная галерея – гульбище.

Среди историков до сих пор нет единого мнения о том, кто все-таки строил собор, – русские или итальянцы. Точных свидетельств и документов не сохранилось. Но большинство экспертов склоняется к тому, что без итальянцев не обошлось. Кирпич, который использовался для строительства собора, был для Руси новым материалом и как минимум на самых первых этапах русские должны были обучаться новым навыкам работы с ним у итальянцев.
За долгую историю собора его внутреннее убранство многократно менялось.

Сохранились разные периоды росписей, от первоначальных времен Ивана Грозного (это роспись, имитирующая кирпичную кладку; кирпич тогда был редким и дорогим материалом, его могли использовать только для царских построек) до цветочно-травных орнаментов периода Екатерины II (тогда росписи делали масляными красками).
В нескольких местах реставраторы специально оставили разные варианты росписи стен собора, от оригинальных до более поздних
Еще один след времени, который реставраторы решили оставить – повреждение стены одной из церквей, появившееся после обстрела во время революции 1917 г.
Среди прочих реликвий в соборе выставлены вериги. Похожие могли принадлежать младшему современнику Василия Блаженного – святому Иоанну Блаженному, которому посвящена последняя, одиннадцатая церковь собора, построенная в 1672 г.

Подвиг веригоносца должен был быть скрыт от окружающих, вериги полагалось носить под одеждой. Вес вериг составлял нескольких десятков килограмм. Считается, что Иоанн Блаженный носил вериги вполовину своего веса и снял их только перед смертью в 1589 г.
Церковь во имя Иоанна Блаженного, построенная над могилой святого, единственная в соборе не имеет купола. 

Мощи святого тоже под землей (как и мощи Василия Блаженного), над местом захоронения стоит рака.
Одиннадцатый купол собора образует колокольня, построенная в 1680-х гг. В 1990 г. на неё вернули колокола XVII-XIX вв., и после долгого периода молчания колокольный звон Покровского собора возродился.

Подпишитесь на нашу рассылку