Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

«Родина не зовет»: галерея работ антивоенных художников

The Moscow Times публикует подборку работ антивоенных художников, собранную онлайн-изданием ROAR (Russian Oppositional Arts Review, «Вестник оппозиционной русскоязычной культуры»). Первый выпуск ROAR полностью посвящен войне в Украине.
Когда есть электричество, папа пишет: «У нас все хорошо, только -10. Валя придумала крошить орехи и добавлять в суп, это очень питательно. Как вы? Готовитесь к Пуриму?»
Praematerna — независимая арт-группировка, возникшая в противовес милитаристскому пафосу, неизбежно влекущему за собой человеческие жертвы, и призванная напомнить, что сейчас  Родина-мать не зовет.
Мать не зовет убивать невинных.
Мать не зовет умирать за чужие интересы.
Мать дает жизнь и радеет о благополучии своих детей.
Эта работа о проблеме отцов и детей, пропаганде и эмиграции основана на старом меме Are ya winning, son?, где отец пытается проявить интерес к сыну-геймеру. Но в данном случае роли поменялись местами, а пропасть непонимания между поколениями достигла максимальных размеров. Отец, увлеченный телеэкраном, не замечает или не хочет замечать, что сын собрал вещи и уезжает из дома.
Я живу в Израиле, и моя русскоязычная жизнь происходит в Сети. Там у меня друзья, работодатели и соавторы. Две недели я не могла рисовать, лишь следила за новостями. Картинка «Что?» об этом. Потом я очнулась, нужно было браться за работу, — и тут же осознала, что рисовать уже и не надо: проекта больше нет, мои коллеги теперь «статистическая ошибка», заключенные и беженцы.
я и не знала, что во мне столько слез.
эту боль невозможно не чувствовать.
война накрыла нас черным одеялом и живет во мне много дней. и я теряю слова, теряю действие, теряю любовь.
но надо действовать вопреки.
тьма густа, но пусть свет победит.

нет насилию.
нет расчеловечиванию.
нет войне.
нет войне.
нет войне!
Эта работа сделана после Бучи.

Во время войны обыденные предметы обретают другой смысл. Это трекер полезных привычек, как его могли бы использовать солдаты на фронте.
«Сапер» с зашифрованным посланием *** *****.
Развязав ***** с Украиной, российское правительство само подорвало себя на мине.
Так уж сложилось, что балет в России традиционно считается предметом национальной гордости — тем, в чем нам нет равных. А балет «Лебединое озеро», который показывали по всем телеканалам страны во время августовского путча 1991 года, стал еще и символом перемен, не совсем добровольной смены власти. С другой стороны, художников веками вдохновлял образ танцовщицы Саломеи, получившей голову Иоанна Крестителя. Юдифь, обезглавливающая Олоферна (пусть она и не была танцовщицей), — еще один классический сюжет, многократно воспроизводящийся в живописи. Балерина в костюме Белого лебедя с отрезанной головой Путина — это «перепев» классического сюжета и олицетворение наших чаяний и надежд.
ТУГЕЗА
«Й» SERIES
ACRYLIC A3
2022
Я сделала эту работу в первые дни войны, когда была в поездке по Эстонии. Две сестры в народных костюмах, Россия приветствует Украину подгоревшим круглым караваем, больше напоминающим бомбу, — такой образ «русского мира» сразу сложился у меня в голове. Я напечатала стрит-арт-наклейку. Наклеивала в Тарту, там это безопасно, есть даже отдельные «наклеечные» зоны в городе, никто смывать и закрашивать не будет. Потом вернулась в Россию, неделю была в Питере. В каждом районе города стоят пропагандистские стенды с буквой Z и хештегом «своих не бросаем», клеила на них сверху, но наклейка держится максимум день: городские питерские службы всегда были враждебны к стрит-арту, а теперь — особенно. Буду клеить там, где со стрит-артом не борются, знаю в России такие города.
Я начал рисовать погибших на второй день войны. Рисую по одному портрету в день, чтобы не включился конвейер. Ищу по соцсетям слова «загинув» и «загинула», потом ищу дальше по имени. Редко когда удается найти больше двух фото, один портрет делал по снимку мертвого тела, поэтому многие наверняка не похожи, но я стараюсь добиться какой-то ясности, показать, что это за лицо. Понять, что это был за человек, я не рассчитываю.

Хештег #следуетпомнитьтерминcollateraldamage — это цитата с пресс-конференции Сергея Лаврова: «Выражаю соболезнование по убитым детям, но ВС России применяют высокоточное оружие. И следует помнить термин collateral damage».
«Топографическое ориентирование, или Стратегия и тактика миротворческой миссии небесных сил»
Лозунг «Великий безликий русский народ» появился во время подготовки к антивоенному митингу в Ереване, когда мы размышляли о том, что не хочется, чтобы твое лицо фотографировали, — вдруг это окажутся пророссийские силы. Это высказывание, с одной стороны, про культуру, о которой принято говорить, что она великая и возвышенная, особенно в пропагандистской риторике, и, с другой стороны, про ее отсутствие — потому как в условиях тоталитарного режима культура стирается. У нее нет лица, а «величие» обращается жалостью к обезличенной, запуганной и запутавшейся массе одиноких.

Подпишитесь на нашу рассылку