Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Продажи автомобилей в России пробили «дно» за 15 лет

Фотобанк Moscow-Live (CC BY-NC-SA 2.0)

Российский авторынок встретил май пятикратным падением и побил апрельский антирекорд продаж новых легковых машин. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в мае автосалоны продали всего 24 268 автомобилей. Это на 83,5% меньше результатов мая 2021 года и на 3732 машины меньше, чем в апреле, результат которого и стал минимальным за последние 15 лет. 

Рынок в России падает из-за рекордного роста цен и прекращения поставок. В марте и апреле американские, европейские и японские компании приостановили ввоз автомобилей и их выпуск на территории страны.

Китайским брендам, которые, как ожидалось, могут заменить на рынке западные марки, мешают не только экономические последствия войны в Украине, но и новая вспышка короновируса. Она может повлиять на поставки машин оставшихся китайских брендов, а также деталей на российский завод Haval. 

Самыми популярными у россиян остаются отечественные автомобили: АвтоВАЗ продал 6012 машин (падение на 84%), ГАЗ — 1890 (-57%), УАЗ, — 1 302 (-41%). Hyundai и Kia, которые в условиях разрыва цепочек поставок из-за войны решили импорту вместо локализации, продали 2916 и 3606 машин соответственно, ушедшая с рынка Renault — 1789 авто. Больше ни одна марка не смогла продать в мае больше 1000 автомобилей. Максимально приблизились к этой отметке китайские Geely и Haval (907 и 892 машины соответственно).

Автосалоны и поставщики, которые еще не успели распродать запасы, реализуют остатки, но и они стремительно заканчиваются, отмечает Азат Тимерханов из аналитического агентства «Автостат».

По его словам, из 20 автозаводов, работавших в России до начала войны, остались два; европейские и большинство азиатских производителей остановили поставки, в том числе и компании, которые находятся в странах, не вводивших санкции.

«Идет поиск альтернативных поставщиков, обычно китайских», нет гарантий, что они найдутся, говорит Тимерханов.

Отечественный автопром в апреле рухнул на 84%, согласно оценке Росстата. «Наша автоиндустрия полагалась на зарубежные компоненты. Не было практически ни одного завода, который бы не работал на иностранных платформах. В России осуществлялась только сборка», - говорит Георгий Остапкович, директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ. 

Теперь, продолжает он, возникает угроза примитивизации. «Мы отстанем от всего мира на десятилетие», - пессимистичен Остапкович. 

читать еще