Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Нефть по «Дружбе»: Россия качает в Европу больше, чем до войны

Patrick Pleul / DPA / ТАСС

В первые месяцы после начала войны России пока удается удерживать высокие объемы экспорта нефти. Причем не только в рамках морских поставок, где переправлять нефть начали мелкие трейдеры, танкеры стали выключать транспондеры, чтобы их сложно было отследить, а Индия, Турция и в последнее время Китай увеличили закупки.

Даже Евросоюз, несмотря на отказ части компаний и стран закупать нефть и нефтепродукты из России, а также подготовку эмбарго, увеличил импорт по нефтепроводу «Дружба».

С января по апрель поставки по нему выросли на 14% — с 750 000 до 857 000 баррелей в сутки, пишет The Economist со ссылкой на отчет агентства Argus Media.

По данным «Транснефти», экспорт нефти в дальнее зарубежье по магистральному нефтепроводу (МНП) «Дружба» в 2021 г. составил 35,9 млн т.

Даже после введения Евросоюзом нефтяного эмбарго в рамках шестого пакета санкций трубопроводные поставки не попали под ограничения — лишь морские. Нефть по «Дружбе» поставлялась на НПЗ Германии, Польши, Венгрии, Чехии и Словакии. Они сильно зависели от этого вида импорта: Словакия до войны получала более 90% своей нефти из России, Венгрия — около 65%, и почти вся она попадала в эти страны по МНП.

После вторжения России в Украину лишь Германия сократила закупки по трубопроводу: в январе она получала половину шедшей по нему нефти, а в апреле — около трети. К концу года страна пообещала полностью отказаться от российской нефти, уже сейчас та обеспечивает лишь 12% ее потребностей.

Польша тоже пообещала исключить зависимость от России к концу года, но в первые месяцы войны закупки у нее увеличивала. Причины понятны, отмечает Argus Media, — огромные скидки на нефть сорта Urals: НПЗ Польши и других европейских стран, импортировавшие ее по трубопроводу, покупали Urals с дисконтом до $40 за баррель по сравнению с сортом Brent.

Непосредственно перед началом боевых действий дисконт составлял около $10 за баррель, по данным S&P Global Commodity Insights.

Во время переговоров стран ЕС о нефтяном эмбарго представители Чехии и Словакии говорили, что их странам нужно два-три года на переходный период. Венгерская нефтяная компания MOL сейчас заявляет, что ей потребуется четыре года на строительство новой инфраструктуры. Лидеры ЕС пока пообещали в будущем пересмотреть сделанное для «Дружбы» исключение.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку