Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россия осталась без лифтов для небоскребов

Trae Gould / unsplash

В России возник дефицит высокоскоростных лифтов для небоскребов. Это выяснил Forbes.

Как отмечает издание, причина в том, что иностранные производители лифтов покинули рынок страны на фоне санкций из-за вторжения РФ в Украину. Речь идет об американской Otis, финской Kone и немецкой ThyssenKrupp Elevator. Их совокупная доля на рынке в 2021 году составляла 20,1%. 

Доли остальных европейских производителей небольшие: на швейцарскую Schindler пришлось 0,7% (343 лифта), на греческую Kleemann — 0,4% (182 лифта). 

По данным отчета Национального лифтового союза, в 2021 году в России ввели в эксплуатацию более 46 тысяч лифтов. Из них 75% были произведены в стране, а 12,6% — в Белоруссии. Однако в изготовлении отечественных лифтов участвовала и Otis, поскольку у компании есть локализованное в России производство.

Застройщики отмечают, что основной дефицит приходится на сложные типологии лифтов с уникальным размером шахты и кастомной отделкой. Такие лифты имеют автоматизированную систему управления, источник бесперебойного питания и высокую плавность движения без вибраций и шумов. 

Коммерческий директор строительной компании Pridex Александр Алейников отметил, что в основном их используют в элитных жилых домах, офисных и административных зданиях. В связи с этим дефицит лифтов может сказаться на темпах ввода в эксплуатацию высокобюджетного жилья и небоскребов.

Российские компании пока не готовы делать аналоги, поэтому девелоперы высотных проектов ищут замену у турецких и китайских производителей.

Генеральный директор Щербинского лифтостроительного завода Антон Артемьев пояснил, что отечественным компаниям «требуется очень большое количество инвестиций». При этос, по словам представителя европейского производителя лифтов, «большая четверка» (Otis, Kone, Schindler и Tyssen) постоянно совершенствует технологии, производит умные лифты, делает углеродные легкие тросы, а «российским производителям это не надо», потому что «и так берут».

Другой сложностью является то, что часть комплектующих для отечественных лифтов также производится только за рубежом. Артемьев уточнил, что для типовых строек по госзаказу и рынка, на котором работают региональные фонды капитального ремонта, доля импортных комплектующих не превышает 10%, а вот в коммерческом сегменте она может достигать 30%.

Из комплектующих больше всего импортируются лебедки (тяговый элемент, который приводит в движение кабину) и микроэлектроника — например, чипы, которые закупаются в Тайване и Китае.

Застройщики ищут новых производителей лифтов преимущественно в Турции и Китае, хотя рассматривают и другие страны. Однако они сталкиваются с трудностями и здесь. Как отметил директор департамента строительства девелоперской компании Glincom Алексей Солодовников, «при сотрудничестве с азиатскими производителями у застройщиков возникают логистические проблемы и существенно увеличивается срок доставки». Если раньше он составлял в среднем полтора месяца, то сегодня доходит до шести.

«Кроме того, уход иностранных производителей, скачки курса валют и экономическая ситуация уже спровоцировали рост цен на лифты в среднем на 30%. Причем это касается даже российского оборудования», — рассказали в пресс-службе ГК «Первый трест».

По словам Артемьева, многие российские поставщики, «в том числе металлурги и производители компонентов, перешли на 100% предоплату и существенно подняли цену, что вызывает проблемы с ликвидностью». В связи с этим стоимость лифта совокупно выросла «более чем на 30% по 200 позициям».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку