Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Операторов связи обяжут передавать номера телефонов россиян судебным приставам

Robin Worrall / Unsplash

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) получила право запрашивать у операторов связи номера телефонов россиян. Соответствующие поправки к закону «Об исполнительном производстве», Гражданскому кодексу и ряду других документов вступили в силу сегодня, 20 июня. 

Теперь операторы связи должны предоставлять информацию о неплательщиках в течение суток с момента поступления запроса от ФССП. До сих пор такой нормы не было.

Изменения также позволят избежать внесения в список должников их однофамильцев. Раньше в 50% случаев взыскатели (ГИБДД, суды, банки и т. д.) направляли в ФССП документы, в которых были лишь ФИО и дата рождения нарушителя. Теперь служба не будет возбуждать дела, если в материалах отсутствует хотя бы один идентификатор: паспорт, СНИЛС или ИНН.

Кроме того, многие процедуры переводятся в автоматический режим. Например, раньше запрет на выезд за границу, наложенный на должника, снимался исключительно по решению пристава. Теперь это будет происходить автоматически — через информационную систему ФССП. В том числе это даст возможность избежать неприятных ситуаций в аэропорту, когда гражданин внезапно узнает о запрете выезда, но оперативно оплачивает задолженность.

Также закон разрешит открывать исполнительное производство в отношении должников без участия сотрудников ведомства. Например, после 60 дней, которые отводятся на оплату штрафа за нарушение ПДД, информационные системы ГИБДД и ФССП обменяются данными об автовладельце. Затем последует автоматический запрос в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). В случае отсутствия данных об оплате штрафа исполнительное производство будет открыто в течение трех дней. 

«Коммерсантъ» отмечает, что приставы ведут по материалам ГИБДД примерно треть исполнительных производств — 9,9 млн на 1 июня 2022 года. 

Эксперты считают, что новшества устранят «непредусмотренное увеличение роли пристава в исполнительном производстве» и возможности для злоупотреблений.

Так, руководитель направления юридической компании a.t.Legal Вадим Резниченко отметил, что автоматический режим полностью исключит «человеческий фактор, из-за которого зачастую наблюдается волокита с вынесением постановлений и взысканием денежных средств».

Кроме того, старый порядок способствовал росту коррупции. Теперь недобросовестные должники лишатся лазеек для внеправовых контактов с должностными лицами ФССП.

Вместе с тем эксперт считает, что население может «неоднозначно» воспринять право приставов запрашивать телефонный номер, ведь фактически речь идет о персональных данных россиян.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку