Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Уверенность молодежи в российской экономике рухнула до минимума за 13 лет

Александр Авилов / Агентство «Москва»

Скачок инфляции, закрытие магазинов, повышение ставок по кредитам и исчезновение импортных товаров вогнали россиян в тяжелую потребительскую депрессию.

Индекс потребительской уверенности, рассчитанный Центром конъюнктуных исследований ВШЭ, по итогам второго квартала обвалился на 10 пунктов и пробил «дно» пандемии-2020, опустившись до отметки минус 31%.

Более четверти россиян оценили свое материальное положение как «плохое» или «очень плохое», 90% заявили, что ждут дальнейшего роста цен, причем подавляющее большинство — 59,5% — «очень сильного».

Настроения потребителей рухнули во всех возрастных группах, однако впервые за все время сбора доступных данных самой пессимистичной категорией оказалась молодежь в возрасте до 30 лет.

Индекс потребительской уверенности миллениалов и зумеров обвалился на 15 пунктов (против падения на 11 пунктов в группе 30-49 лет и 8 пунктов в группе старше 50), а его итоговое значение — минус 32% — стало худшим с 2008-09 гг.

На протяжении 15 лет, что проводятся исследования, молодежь всегда была самой оптимистичной группой потребителей. Но кризис-2022, который принес России разрыв связей с ключевыми западными экономиками, покончил с этой тенденцией.

Скорее всего, провал потребительских настроений у тех, кому от 16 до 30, связан с их психологической боязнью потери качества жизни за счет ограничения прежних возможностей, предполагает Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Речь идет о поколении, которое родилось и развивалось на раннем этапе цифровой сетевой эпохи, а сейчас живет в «жизненном шэринге», рассуждает он: для них главное — не уровень жизни, а ее качество: впечатления, удовольствия, простота и интерес.

Молодежь из других групп менее поддерживает войну, и это признает даже прогосударственный ВЦИОМ: его исследования показали, что в феврале против вторжения в Украину выступали 45% людей в возрасте 18-24 года. За войну высказался 31% молодежи, после чего к июню эта доля выросла до 39%.

Власти объясняют российским потребителям, что экономика справится с санкциями, но до молодежи сигналы госпропаганды доходят труднее. А любые негативные сигналы от нее выглядят настораживающе, предупреждает Остапкович: «Именно от деятельности этого поколения, уровня и качества его жизни, а также знаний и компетенций во многом будут зависеть экономические перестроения, которые неминуемо должны произойти в России в обозримом будущем».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку