Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Санкции оставили Москву без речных трамваев

Александр Авилов / Агентство «Москва»

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) подала иск против верфи Emperium экс-банкира Александра Лебедева. С предприятия требуют взыскать неустойку в 8,5 млн рублей из-за срыва сроков поставок речных трамваев. Предварительное заседание назначено на 3 августа, следует из картотеки Арбитражного суда города Москвы.

В марте ГТЛК заключила контракт с Emperium на поставку 7 электрических речных трамваев вместимостью 40 человек (проект Ecobus). Это было сделано в рамках программы льготного лизинга водного транспорта. На закупку судов планировалось потратить 1,13 млрд рублей, из них 937,9 млн — из бюджета.

Речные трамваи собирались передать в 2023 году компании «ВодоходЪ», которая заключила с московскими властями контракт на организацию регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке. К этому времени она уже должна была эксплуатировать 14 аналогичных судов производства Emperium, которые обязалась поставить другая лизинговая компания — «Машпромлизинг». 

Однако пока из 21 речного трамвая на электротяге Москва получила только один, еще три Emperium собирается передать в августе. Задержки вызваны санкциями, введенными из-за войны России против Украины. Производителям приходится искать альтернативных поставщиков оборудования и новые логистические цепочки.

В результате полномасштабный старт регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке решили перенести на 2023 год. Изначально планировалось, что речные трамваи начнут ходить по двум маршрутам (Парк Фили — Киевский вокзал и Печатники — Автозаводский мост) уже 1 июля.

Кроме судов Emperium должна поставить два пункта базирования флота, шесть береговых зарядных станций и 23 плавучих причала. Конкурс по организации речных перевозок состоялся в декабре прошлого года, общая сумма 15-летнего контракта оценивается в 19,5 млрд рублей. 

Уже в конце апреля этого года гендиректор и совладелец «Водохода» Ришат Багаутдинов признал, что из-за санкций запустить проект в назначенные сроки не получится. В итоге он попросил московские власти отложить старт.

«В результате корректировки логистики и замены импортных составляющих мы приняли решение о переносе пяти судов на следующий сезон навигации», — сообщил 5 июля замглавы Дептранса Алексей Митяев. По его словам, верфь не успела получить в срок сиденья, информационные экраны и некоторые другие элементы интерьера. А теперь даже мотор электрического судна будет полностью отечественного производства, подчеркнул чиновник. При этом еще на стадии заключения контракта Emperium позиционировала свои речные трамваи как «российский ответ Tesla». 

До конца 2022 года первые электрические речные трамваи будут запущены на Москве-реке только в тестовом формате, добавил Митяев. Тем не менее пассажирское движение планируется запустить в сентябре — ко Дню города, заявил 7 июля глава Emperium Денис Ткачев.

В конце марта бизнесмен, владелец «Национальной резервной корпорации» Александр Лебедев попросил Минпромторг поддержать запуск электрических речных трамваев в 18 регионах страны, включая Краснодарский край и Крым. Предприниматель заявил о намерении поставить 80 таких судов и построить инфраструктуру на 30 млрд рублей.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку