Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В России повысят цены на электроэнергию, чтобы оплатить вывоз сырья в Китай

Нерюнгринская ГРЭС A. L. (CC BY-SA 4.0)

Разворот сырьевого экспорта на восток, которым Кремль пытается ответить на санкции Запада и потерю европейских рынков, придется оплатить российскому бизнесу.

Правительство готовит план повышения цен на электроэнергию, чтобы оплатить проект расширения БАМа и Транссиба, по которым власти надеются вывозить в Китай уголь, древесину и другое сырье.

Речь идет о так называемом восточном полигоне — крупнейшем мегапроекте РЖД, в рамках которого планируется увеличить пропускную способность железных дорог Сибири и Дальнего Востока до 180 млн тонн в год.

Для этого требуется электроэнергия — в общей сложности 2 гВТ дополнительной мощности. И чтобы ее обеспечить, правительственная комиссия одобрила модернизацию трех угольных ГРЭС — Нерюнгринской и Партизанской и Приморской (первые две принадлежат «РусГидро», третья — Сибирской генерирующей компании).

Как сообщает «Коммерсантъ», стоимость проекта оценивается в 166 млрд рублей. И, по задумке чиновников, он будет окупаться за счет повышенных платежей потребителей электроэнергии всей страны. Львиная доля платежа ляжет на промышленность европейской части РФ, Урала и Сибири.

Российские экспортеры угля, металлов, золота и древесины, отрезанные от европейских рынков, ищут покупателей в Китае. Но даже если такие найдутся, вывезти товар де-факто невозможно: существующей железнодорожной инфраструктуры недостаточно для «разворота на Восток», констатировал в начале июля полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

Сейчас Восточный полигон РЖД, ориентированный главным образом на вывоз в Китай якутского угля, не справляется с нагрузкой: потребность в перевозках, по словам Трутнева, достигла 258 млн тонн, а реально перевести можно только 100 млн. «Вся продукция, которая выпускается в России экспортоориентированными предприятиями, повернулась на Дальний Восток в те страны, с которыми мы продолжаем экономическое сотрудничество», — заявил Трутнев, добавив, что ущерб от отсутствия инфраструктуры оценивается в 1,5 трлн рублей в год.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку