1 ноября вступил в силу приказ Минфина, расширивший круг лиц, имеющих право растаможить автомобиль в порту Владивостока без посещения таможни. До этого такое право было только у жителей Приморского края — они могли воспользоваться услугами таможенного представителя. Жителям других регионов, в том числе соседних, нужно было приезжать в таможню с документом, подтверждающим временную прописку или пребывание в Приморье, например со справкой из гостиницы во Владивостоке. Через порт Владивостока в Россию ввозится основная часть подержанных автомобилей из Японии и Южной Кореи.
Теперь к ним добавились жители всего Дальневосточного федерального округа. Его население, по данным Росстата, — около 8 млн человек, тогда как в Приморском крае живут 1,86 млн.
«Это сильно упростит процесс оформления ввезенных автомобилей, станет намного проще найти человека, на которого можно будет записать машину», — объяснила VPost владелица дилерского центра во Владивостоке.
Ее компания из-за сильного роста спроса на японские и корейские автомобили с марта стала ввозить по 100–150 автомобилей в месяц вместо 10–15, и поскольку все они оформляются на физлиц, было непросто найти столько людей с пропиской в Приморье.
«Хотя формально ограничений по числу ввозимых автомобилей нет, и довольно много людей с нужными документами оказывают услуги по растаможке — от 1000 до 5000 рублей за машину, но все равно их не хватало, мало кто готов на себя оформлять ежемесячно по автопарку, ведь чем больше ввозишь, тем больше вероятность, что налоговая у тебя спросит: а куда ты их деваешь, и где налог с дохода от продажи?» — объясняет собеседница VPost.
Это позволит хоть немного насытить рынок — если, конечно, позволит пропускная способность портов. Возможности портов Дальнего Востока ограничены, писал ЦБ в обзоре со ссылкой на опросы предпринимателей региона. В сентябре перевозки автомобилей в сторону западных регионов страны выросли втрое по сравнению с февралем, а средний срок доставки автомобиля увеличился с одного до трех месяцев, причем стоянки в портах Дальнего Востока были переполнены. В конце сентября часть автодилеров даже приостановила прием заявок на покупку подержанных автомобилей из-за проблем с логистикой и риска введения новых санкций.
За девять месяцев продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упали почти на 60%, до 506 661 машин. Продажи автомобилей с пробегом за этот же период, по данным «Автостата», сократились на 21%, до 3,49 млн автомобилей. Производство легковых автомобилей в стране рухнуло на 64,5%, до 355,8 тысячи, причем от месяца к месяцу спад ускорялся и составил в сентябре почти 72%, сообщало Национальное агентство промышленной информации (НАПИ). Складские остатки новых автомобилей европейских, американских и корейских марок дилеры, по собственному признанию, почти распродали: например, в стоках у них осталось не более 20% от запасов немецких и японских автомобилей на начало года.
По данным Владивостокской таможни, за девять месяцев ввоз подержанных машин — разумеется, праворульных — для личного пользования через Дальний Восток вырос в 1,5 раза, до 120 000 автомобилей. В августе и сентябре ввозилось по 20 000 автомобилей. Цены на них тоже выросли — только в сентябре на 10%, отмечали аналитики ЦБ.
После объявления частичной мобилизации спрос на три недели рухнул на 30%, но в последнюю неделю октября начал быстро восстанавливаться до прежних уровней, рассказывали импортеры. Начался шквал звонков, рассказывал директор компании Carwin Дмитрий Забора: «Мобилизация закончилась, и рынок восстанавливается».