Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

РЖД накрыл транспортный коллапс: тысячи вагонов с углем для Китая встали в пробках

Юрий Смитюк / ТАСС

Из главного угледобывающего региона России – Кузбасса не смогли вывезти 800 тыс. тонн угля в Китай из-за пробок на железной дороге, заявил глава региона Сергей Цивилев.

По его словам, по состоянию на 14 октября в регионе простаивало 12 тыс. вагонов с углем. При этом 500 из них так и не сдвинулись с места еще с сентября. Весь объем грузов принят РЖД к перевозке в восточном направлении, однако «физически не отправлен со станций погрузки Кузбасса», написал Цивилев в письме премьер-министру Михаилу Мишустину, которое цитирует РБК.

Длительный простой грузов в условиях зимы приведет к смерзанию угля, предупредил губернатор. Также он отметил, что почти 80% всех простаивающих поездов стоят на подъездных путях угледобывающих компаний и фактически блокируют их. Из-за этого грузоотправители не могут принять порожние вагоны для загрузки и отправки угля на экспорт в западном направлении.

По словам Цивилева, это срывает контракты. Более того, составы с углем препятствуют транзитному движению через Кузбасс, что бьет по другим отраслям экономики. Губернатор Кузбасса напомнил Мишустину, что нормативный срок доставки угля по железной дороге в порты и к погранпереходам Дальнего Востока составляет 13 дней и попросил утвердить детальный график отправки застрявших поездов.

Проблемы с экспортом угля после введения угольного эмбарго ЕС, которое начало действовать в августе, продолжают нарастать. Ситуация уже отразилась на добыче угля в Кузбассе – за первые девять месяцев 2022 года она упала на 9,3% по сравнению с прошлым годом, до 162,5 млн тонн.

На рынок Евросоюза в 2021 году приходилось 22,6% от всех поставок российского угля за рубеж, или 48,75 млн тонн, подсчитывало Минэнерго. Большая часть – 45,3 млн тонн – составляла энергетический уголь, необходимый для производства тепла и электричества.

После введения угольного эмбарго за войну в Украине весь этот объем потребовалось перенаправить на рынки Азии, в частности в Китай. По данным Главного таможенного управления КНР, в августе импорт угля из России вырос на 57%, до 8,5 млн тонн и достиг максимума за последние пять лет. Также Россия утроила поставки в Индию – до 5,9 млн тонн. Но уже в сентябре из-за логистических причин поставки в Китай упали на 18,6%, до 6,95 млн тонн, а экспорт в Индию снизился на 12%, до 1,5 млн тонн.

Вице-премьер Александр Новак допускал, что Россия сможет перенаправить около 25 млн тонн угля в Азию, или чуть больше половины выпадающего объема, который поставлялся в Европу. Однако попытка осуществить «разворот на Восток» привела к перегрузке железнодорожной сети. В Минэнерго называли плотность загрузки БАМа и Транссиба «запредельной».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку