Мировые центральные банки закупили рекордный объем золота с 1967 года, когда доллар еще был обеспечен драгоценным металлом. В третьем квартале финансовые регуляторы приобрели почти 400 тонн золота, что более чем в четыре раза превышает купленный объем годом ранее, пишет Bloomberg со ссылкой на данные Всемирного совета по золоту (WGC).
Интерес к золоту объясняется стремлением центробанков диверсифицировать свои резервы. Цены на драгоценный металл снижаются с марта под давлением агрессивного повышения процентных ставок Федеральной резервной системой США, которая борется с растущей инфляцией. Это побуждает инвесторов продавать беспроцентные активы.
Однако от резкого снижения цены золото удерживает спрос со стороны розничных покупателей в Азии и центральных банков. На пике 9 марта золото стоило $2033 за тройскую унцию, а к 1 ноября оно подешевело до $1645. Стоимость золота в основном зависит от внешних факторов: макроэкономических настроений и курса доллара — отмечает директор Commtrendz Risk Management Services Гнанасекар Тиагараджан.
Во Всемирном совете по золоту отмечают недавние закупки драгметалла центральными банками Турции и Катара, но подчеркивают, что не все страны регулярно сообщают о покупках. В том числе этого не делают Китай и Россия. «Мы не можем исключить дальнейшие незарегистрированные покупки», — отметили в Совете.
Между тем Банк России прекратил закупку золота 15 марта этого года. Официально это объяснялось тем, что регулятор хочет дать возможность удовлетворить спрос населения на этот актив в условиях санкций.
В октябре ЦБ заявил об отказе пополнять резервы золота в текущей ситуации. «С точки зрения накопления золота в золотовалютных резервах это то, что на текущий момент нецелесообразно в силу того, что это создаст дополнительный импульс к росту денежной массы», — сказал зампред ЦБ Алексей Заботкин.
По его словам, помочь золотодобывающей промышленности, которую санкции Запада отрезали от рынков сбыта, может Минфин. «Министерство финансов имеет право принимать решение по использованию своих ресурсов для приобретения золота в том объеме, в котором оно считает целесообразным. Правительство в рамках проведения промышленной политики также может рассматривать поддержку сектора, но целевая поддержка секторов экономики не входит в мандат ЦБ», — заключил Заботкин.