Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Госдума рассмотрит возможность отключать рекомендательные алгоритмы у интернет-сервисов

duma.gov.ru

Группа депутатов Госдумы во главе с зампредом комитета по информационной политике Антоном Горелкиным до конца года представит законопроект о рекомендательных алгоритмах в интернете, дающий возможность пользователям их отключать. В текущей формулировке документа, на который ссылается «Коммерсантъ», под действие закона подпадут соцсети, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, поисковые системы, маркетплейсы и другие сервисы.

По данным собеседников «Коммерсанта», сузить область применения закона депутаты смогут ко второму чтению. Как заявил Горелкин, документ должен требовать ответственного подхода к использованию алгоритмов от всех участников рынка. «Рассматривать его влияние на отдельные сервисы или направления, на мой взгляд, было бы неправильно», — считает он.

Законопроект также наделяет Роскомнадзор правом запрашивать у владельцев сервисов данные, связанные «с предоставлением или распространением информации с применением рекомендательных технологий». Такую информацию нужно будет предоставлять регулятору в течение 10 дней после запроса.

Депутаты обсуждают идею регулирования рекомендательных алгоритмов с 2021 года. Ее необходимость объясняют «рисками социальных конфликтов» из-за контента, который выдают в пользовательских лентах Facebook, Instagram, YouTube и других сервисов.

Против инициативы выступали владельцы соцсетей и поисковых систем, онлайн-кинотеатры, а также технологические стартапы. Потери маркетплейсов от нововведения могут превышать 100 млрд рублей ежегодно, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. «Без рекомендательных алгоритмов интернет-магазины превратятся в каталоги, которые использовались 20 лет назад», — считает он.

Интернет-сервисы, затронутые инициативой, будут вынуждены пересмотреть свои бизнес-модели, полагает директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян. По его словам, наличие или отсутствие «умных лент» и рекомендаций влияет на доходность или убыточность сервиса. Бизнес-сообщество планирует предоставить депутатам консолидированную позицию для дальнейшего обсуждения.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку