Президент РФ Владимир Путин поручил правительству заняться популяризацией героев российской истории и фольклора, которые «отвечают традиционным ценностям».
До 15 мая 2023 года он потребовал «принять меры» и начать использовать «изображения этих героев при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления», говорится в списке поручений президента.
Также Путин ждет доклада от общества «Знание», Российской академии наук, Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества о «механизмах популяризации в молодежной среде современных научных знаний, прежде всего связанных с историей России».
4 ноября на встрече Путина с историками и религиозными деятелями политолог Наталья Нарочницкая пожаловалась президенту, что она не может найти для внука футболку с изображениями русских богатырей или героями сказок. По ее словам, в магазинах есть «только Бэтмен, Спайдермен, всякие монстры». Вместо них Нарочницкая хотела бы видеть Дмитрия Донского, Александра Невского и других героев.
Путин заявил, что «внешняя атрибутика» «очень важна». «Но она не будет работать, если не будет ложиться на всю систему воспитания. Начиная с детского сада. Вот Бэмен известен, а какой-нибудь наш богатырь — нет», — сказал Путин. Он пообещал «подтолкнуть процесс».
Сразу после этого на местах начали запрещать детям приходить на новогодние утренники в костюмах персонажей массовой культуры. «Нам в саду сказали, что на новогодний утренник можно наряжаться только в отечественных персонажей, а всякие Хагги-Вагги и тому подобные иностранные герои запрещены. Можно зайчиков, мишек и т. д.», — рассказали родители дошкольников в Чите.
Заявления о неизвестности и непопулярности богатырей в России не соответствуют действительности. Одной из самых кассовых франших в российском кино считается серия мультфильмов «Три богатыря». С 2004 года вышло 11 мультфильмов, а самый популярный из них собрал почти миллиард рублей («Три богатыря. Ход конем» — 953 млн руб.). Банк России в 2017 году выпустил в обращение памятные монеты серии «Российская (советская) мультипликация», посвященные мультфильмам про трех богатырей.
Поручение Путина о популяризации народных героев «начиная с детского сада» укладывается в планы Кремля распространить государственную пропаганду на детей. «Основная война, которая сейчас идет, — это война за умы. Все мы спецназ в этой войне», — заявил заруководителя администрации президента Сергей Кириенко 30 августа на семинаре для чиновников по связям с общественностью.
«Только подумайте, у нас в стране 18 миллионов школьников. А теперь представьте, что к ним добавляются родители», — сказал Кириенко. Однако пока планы Кремля по завоеванию голов терпят крах: 38% россиян в возрасте от 18 до 35 лет отказались считать себя гражданами России, показал опрос лояльного Кремлю ВЦИОМа. Глава социологического центра Валерий Федоров назвал это «временной флуктуацией» и обратил внимание на то, что в младшей группе (14–17 лет) подобные «космополитичные взгляды» распространены не так широко.