МОСКВА, 14 дек (Рейтер) - Сервис проката электросамокатов Whoosh смог получить с рынка 2,1 миллиарда рублей по итогам единственного IPO среди российских компаний в этом году, сократив планировавшийся объем предложения и удовольствовавшись ценой по нижней границе индикативного диапазона.
В размещении почти на половину объема приняли участие розничные инвесторы, более половины выкупили российские инвестфонды, сообщила компания.
"Мы просто считаем, что компания повзрослела для такого этапа, когда она может становиться публичной", - заявил генеральный директор Whoosh Дмитрий Чуйко на церемонии старта торгов акциями на Московской бирже.
Цена акции в ходе IPO на Московской бирже составила 185 рублей, объем размещения с учетом возможной стабилизации на вторичных торгах составит 2,3 миллиарда рублей, 0,2 миллиарда рублей предоставят нынешние акционеры. Рыночная капитализация оценена в 20,6 миллиарда рублей, доля акций в свободном обращении превысит 10% от увеличенного акционерного капитала.
Цена акций ушла ниже цены IPO во время дебютных торгов - до 182,6 рубля на 16.30 МСК.
По словам Чуйко, акционеры практически отказались от размещения собственных акций, исходя "из баланса спроса-предложения, но в том числе и в связи с оценками и перспективами компании".
Это по факту вдвое сократило первоначально запланированный размер IPO.
"ОГРОМНЫЙ РЫНОК"
Whoosh, позиционирующая себя как растущая компания сектора высоких технологий, намерена направить привлеченные в ходе IPO средства на финансирование инвестиционной программы, в том числе на расширение парка, укрепление лидерских позиций на существующих рынках и выход в новые регионы.
"Впереди - огромный рынок", - считает Чуйко, отмечая, что рост конкуренции, в частности, от Яндекса неизбежен и полезен для "находящегося в стадии очень быстрого роста" рынка.
Число пользователей сервиса компании с начала года удвоилось - до 12 миллионов на сегодня с 6 миллионов.
Чуйко отметил, что акции Whoosh станут пока единственным представителем сектора на бирже, таким образом расширив выбор инвесторам.
"У нас большая проблема с торговлей новыми историями на биржах, наверное, и такое IPO будет полезно для нашего рынка", - сказал накануне управляющий директор работающего с частными инвесторами NZT Rusfond Сергей Попов.
ПОДДЕРЖКА РОЗНИЦЫ
Оценка компании при размещении не показалась привлекательной части участников фондового рынка, о чем, вероятно, свидетельствует и сокращенный в ходе процесса IPO объем предложения.
По словам управляющего одной из крупных российских УК, оценка мультипликатора EV/EBITDA Whoosh по прогнозным показателям 2023 года составляет до 5 раз, в то время как для компаний металлургического или нефтегазового секторов сейчас это 2-3 раза. Это, возможно, говорит о сложном состоянии российского рынка акций в целом на сегодня.
"Если взять нормальный рынок, где люди считают, разговаривают с компаниями, у вас сначала должна вырасти оценка существующих ликвидных компаний, а потом уже - проходить IPO", - говорит он.
Вероятно, успех IPO Whoosh говорит о том, что мода на российские IPO у розничных инвесторов, активно участвовавших в размещениях конца 2020 - 2021 года, еще не прошла, считают несколько опрошенных Рейтер российских управляющих.
"Это говорит о том, что у розничных инвесторов есть пока деньги и интерес к такого рода размещениям... Я не знаю, кто покупает по EV/EBITDA 5, если ликвидность будет нулевой", - сказал он, предположив, что подобные, очень не крупные размещения все еще имеют шансы на российском рынке.
По словам Чуйко, в IPO приняли участие более 20.000 инвесторов, а объем спроса от них - почти 1 миллиард рублей. Но более половины спроса пришлось на ведущие российские инвестиционные фонды.