Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

На Мосбирже впервые с начала войны состоялось IPO: сервис самокатов Whoosh привлек 2,1 миллиарда рублей

Александр Авилов / Агентство «Москва»

МОСКВА, 14 дек (Рейтер) - Сервис проката электросамокатов Whoosh смог получить с рынка 2,1 миллиарда рублей по итогам единственного IPO среди российских компаний в этом году, сократив планировавшийся объем предложения и удовольствовавшись ценой по нижней границе индикативного диапазона.

В размещении почти на половину объема приняли участие розничные инвесторы, более половины выкупили российские инвестфонды, сообщила компания.

"Мы просто считаем, что компания повзрослела для такого этапа, когда она может становиться публичной", - заявил генеральный директор Whoosh Дмитрий Чуйко на церемонии старта торгов акциями на Московской бирже.

Цена акции в ходе IPO на Московской бирже составила 185 рублей, объем размещения с учетом возможной стабилизации на вторичных торгах составит 2,3 миллиарда рублей, 0,2 миллиарда рублей предоставят нынешние акционеры. Рыночная капитализация оценена в 20,6 миллиарда рублей, доля акций в свободном обращении превысит 10% от увеличенного акционерного капитала.

Цена акций ушла ниже цены IPO во время дебютных торгов - до 182,6 рубля на 16.30 МСК.

По словам Чуйко, акционеры практически отказались от размещения собственных акций, исходя "из баланса спроса-предложения, но в том числе и в связи с оценками и перспективами компании".

Это по факту вдвое сократило первоначально запланированный размер IPO.

"ОГРОМНЫЙ РЫНОК"

Whoosh, позиционирующая себя как растущая компания сектора высоких технологий, намерена направить привлеченные в ходе IPO средства на финансирование инвестиционной программы, в том числе на расширение парка, укрепление лидерских позиций на существующих рынках и выход в новые регионы.

"Впереди - огромный рынок", - считает Чуйко, отмечая, что рост конкуренции, в частности, от Яндекса неизбежен и полезен для "находящегося в стадии очень быстрого роста" рынка.

Число пользователей сервиса компании с начала года удвоилось - до 12 миллионов на сегодня с 6 миллионов.

Чуйко отметил, что акции Whoosh станут пока единственным представителем сектора на бирже, таким образом расширив выбор инвесторам.

"У нас большая проблема с торговлей новыми историями на биржах, наверное, и такое IPO будет полезно для нашего рынка", - сказал накануне управляющий директор работающего с частными инвесторами NZT Rusfond Сергей Попов.

ПОДДЕРЖКА РОЗНИЦЫ

Оценка компании при размещении не показалась привлекательной части участников фондового рынка, о чем, вероятно, свидетельствует и сокращенный в ходе процесса IPO объем предложения.

По словам управляющего одной из крупных российских УК, оценка мультипликатора EV/EBITDA Whoosh по прогнозным показателям 2023 года составляет до 5 раз, в то время как для компаний металлургического или нефтегазового секторов сейчас это 2-3 раза. Это, возможно, говорит о сложном состоянии российского рынка акций в целом на сегодня.

"Если взять нормальный рынок, где люди считают, разговаривают с компаниями, у вас сначала должна вырасти оценка существующих ликвидных компаний, а потом уже - проходить IPO", - говорит он.

Вероятно, успех IPO Whoosh говорит о том, что мода на российские IPO у розничных инвесторов, активно участвовавших в размещениях конца 2020 - 2021 года, еще не прошла, считают несколько опрошенных Рейтер российских управляющих.

"Это говорит о том, что у розничных инвесторов есть пока деньги и интерес к такого рода размещениям... Я не знаю, кто покупает по EV/EBITDA 5, если ликвидность будет нулевой", - сказал он, предположив, что подобные, очень не крупные размещения все еще имеют шансы на российском рынке.

По словам Чуйко, в IPO приняли участие более 20.000 инвесторов, а объем спроса от них - почти 1 миллиард рублей. Но более половины спроса пришлось на ведущие российские инвестиционные фонды.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку