Российские потребители переходят в режим «затягивания поясов» на фоне падения уровня жизни и страха перед будущим, уровень которого в обществе подскочил рекордно за всю историю наблюдений.
Во втором квартале потребительские расходы граждан в реальном выражении (с учетом инфляции) упали на 7% год к году, а в третьем — на 6,4%, подсчитали эксперты аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Сокращение трат стало оказалось практически рекордным в истории: сильнее люди «резали» расходы лишь однажды — во время пандемии 2020 года, когда магазины по всей стране массово закрылись на карантин.
Расходы на непродовольственные товары снижались быстрее, чем на продовольствие, что закономерно, указывает президент FinExpertiza Елена Трубникова: потребители отказывались от непервоочередных трат.
При этом денежные доходы россиян сокращались гораздо медленнее, чем расходы — на 1,5% во втором квартале и 2% — в третьем. А значит, население урезало траты в большей степени не только из-за ухудшения своего материального благополучия, но и в связи со стремлением увеличить сбережения и создать финансовую подушку на будущее, делает вывод Finexpetiza. По подсчетам экспертов, в апреле–июне россияне отложили «про запас» 10,1% своих доходов, а в июле–сентябре — 6,4%.
«Россияне стали переходить на сберегательную модель поведения уже с марта, — отмечает Трубникова. — При этом в развитых регионах с более обеспеченным населением потребительский спрос сокращался заметнее, чем в целом по стране: люди, располагающие лишними деньгами, предпочитали их отложить».
Кроме того, сокращению платежеспособного спроса способствовал отток населения, продолжает эксперт: «Длительный отъезд за границу могли позволить себе прежде всего люди, у которых имеются накопления или стабильная удаленная работа».
По данным Росстата, оборот розничной торговли в России к октябрю рухнул почти на 10%. Продажи непродовольственных товаров сократились на 14,3%, а продуктов питания — 4,3%. При этом спад потребления продовольствия ускоряется: весной это было 1,7-1,8%, в августе — 2,3%, а в сентябре — 3,5%.
Причина в том числе в массовой эмиграции: с начала года из России могли уехать больше миллиона человек, оценивает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Бегущие от войны и мобилизации люди забирают с собой деньги: 36 млрд долларов вывели физлица с начала года на счета в иностранных банках, объем которых впервые в истории превысил сумму, которая лежит на валютных депозитах в России.
«Эти данные могут говорить о физическом сокращении рынка потребителей в России», — отмечает Орлова.
«Дополнительный момент заключается в том, что миграционный отток, судя по всему, отражает отток среднего класса, — рассуждает она. — И, следовательно, должен оказать более сильный негативный эффект на потребление в категории товаров премиального класса».