В правительстве собираются повысить ввозные пошлины на пиво из «недружественных» стран, чтобы поддержать местных производителей.
Пока оценивается целесообразность меры, а ввозная ставка пошлины, перечень позиций и стран не называются, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на три источника в отрасли. Инициативу продвигают Минфин и Минэкономразвития, но окончательного решения нет, пояснил один из собеседников.
Согласно данным NielsenIQ, с января по сентябрь доля импортного пива в ассортименте российских магазинов сократилась с 15% до 9%. Их нишу заняли локальные бренды и напитки, выпускаемые по лицензии. В то же время, по данным Росалкогольрегулирования, производство пива за три квартала 2022 года выросло на 3% год к году, до 634,8 млн декалитра.
В то же время в Россию за три квартала 2022 года было ввезено около 23 млн декалитров пива, что на 34% меньше год к году, утверждает совладелец дистрибьютора SVAM Group Игорь Хавский. Он отметил, что Великобритания, США и Канада уже прекратили поставки в Россию. Продолжают поставлять свою продукцию на российский рынок некоторые компании из Чехии, Германии и Бельгии.
Союз российских пивоваров (СРП) просил Минэкономики поднять ввозную пошлину с 0,018–0,04 евро за 1 литр пива до 1 евро в конце 2021 года. В организации жаловались, что текущие пошлины создают преференции зарубежным производителям, а их повышение положительно скажется на местных пивоварах.
Однако и без увеличения ввозных пошлин импорт пива в 2023 году может сократиться на 50%, до 25 млн декалитров. По словам Хавского, на это повлияют: девальвация рубля, обязательная маркировка и рост отпускных цен на пиво на 10–20%. Если пошлины будут увеличены, падение импорта окажется еще существеннее.
Сторонники повышения пошлины утверждают, что эта мера поможет пополнить бюджет, а местные производители увеличат свою долю на рынке. Но в результате может пострадать сегмент специализированных импортных сортов, которые нельзя заменить местными, говорит основатель сети пивных магазинов «Беру выходной» Николай Желагин.
Местные же пивовары в основном выпускают массовое пиво, которое почти не востребовано в барах и ресторанах, отмечает основатель сети «Раковая» Евгений Ничипурук.