Западные компании стараются максимально ограничить связи с Россией. Даже не подпадающая под санкции продукция в глазах многих становится неприемлемой. Например, осенью при перезаключении годовых контрактов на поставку алюминия крупные промышленные компании отказались приобретать его в России.
Свою лепту в избавление от российского вносят и биржевые фонды (ETF), инвестирующие в физическое золото, свидетельствует анализ Reuters. В июне страны «большой семерки» ввели эмбарго на импорт золота из России, однако металл, проданный до этого, под санкции не подпадал. Тем не менее, данные 11 западных инвестиционных фондов свидетельствуют, что за период с июля по ноябрь они избавились от лежавших в хранилищах российских слитков на общую сумму $2,2 млрд (по текущим ценам).
Золото, составляющее активы биржевых фондов, находится в хранилищах (в основном, в Лондоне, Цюрихе и Нью-Йорке), которыми управляют банки. Все слитки имеют маркировку, указывающие на их происхождение. Два источника в фондах, владеющих сотнями тонн золота, сказали Reuters, что намерены избавиться от российского металла. Один из них попросил банк максимально сократить его долю в хранилище.
Многие фонды публикуют списки слитков, которыми владеют. «Некоторые клиенты кликают на список, видят много российских [слитков], и они такие: "Эй, что происходит?" – рассказал один источник. – Объяснить им это сложно. Мы хотим, чтобы барьер для входа [в фонд] был как можно более низким, поэтому стараемся устранить все, что может заставить их усомниться, что это правильный продукт».
Цена золота в начале июля немного превышала $1800 за унцию, причем падение шло с начала марта. В итоге она снизилась до $1615: свою роль сыграли резкое повышение процентных ставок ведущими центробанками и рост курса доллара. Но с начала ноября цена стала расти, снова вернувшись на уровень выше $1800.
Падение цены сопровождалось продажами в биржевых фондах: так, количество золота в лондонских хранилищах, отслеживаемых Лондонской ассоциацией участников рынка золота (LBMA), сократилось за первые 11 месяцев этого года на 468 тонн, или 5%. Но именно от российских слитков фонды, которые проводят операции с ними в зависимости от притока или оттока денежных средств клиентов-инвесторов, избавлялись в первую очередь, показывает анализ 11 крупнейших ETF, проведенный Reuters.
На конец ноября в них находилось почти 2300 т на сумму $130 млрд; это около двух третей золота, которым владеют все биржевые фонды в мире, по данным Всемирного совета по золоту. В основном хранят этот металл JP Morgan, HSBC и ICBC Standard. Вот как изменились их данные за июль-ноябрь:
- HSBC (около 1100 тонн в проанализированных фондах): российское золото – минус 20%, не российское – минус 10%;
- JP Morgan (около 1050 тонн): российское золото – минус 13%, не российское – минус 9%;
- ICBC Standard (около 100 тонн): российское золото – минус 47%, не российское – плюс 16%;
Из 11 фондов восемь сократили доли российского золота, а два – Amundi и WisdomTree – полностью от него избавились.
Часть золота была продана в Азию, где спрос рос в последние месяцы. Так, британские и швейцарские таможенные данные свидетельствуют, что значительные поставки осуществлялись в Индию и Китай (в преддверие сезона свадеб и нового года по лунному календарю соответственно), в другие страны Азии и Ближнего Востока.
Операции биржевых фондов никак не затрагивают собственно Россию, которая в прошлом году экспортировала золота на $15,5 млрд, но показывают отношение к стране. Влияют же на Россию другие ограничения. Так, 7 марта LBMA приостановила сотрудничество со всеми шестью российскими компаниями, занимающимися добычей и переработкой металла. Затем в июне эмбарго ввели страны «семерки».
А теперь США вводят наказание для иностранцев, которые участвуют в операциях с золотом, где контрагентом выступает Россия или ее представители. 15 декабря в США был принят и отправлен на подпись президенту закон о расходах на оборону. В него включено положение о санкциях против иностранцев за участие в «значительных транзакциях по продаже, поставкам или передаче (включая транспортировку) золота напрямую или косвенно Российской Федерации или из нее». Такие же ограничения накладываются на операции с правительством РФ, включая резервы Центрального банка, находящиеся за пределами РФ (ЦБ, правда, заявлял, что все золото из резервов хранится в России).