Число действующих в России коммерческих предприятий по итогам года войны с Украиной сократилось почти на 40 тысяч, подсчитали эксперты аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основании данных ФНС.
Хотя число ликвидированных бизнесов снизилось на 25% и стало минимальным с 2015 года (280,2 тысячи), смертность компаний все равно оказалась выше рождаемости. За год в стране открылись 242,1 тысячи новых юрлиц и ИП — на 9% больше, чем в 2021-м.
«Лишь в четверти регионов компании открывались чаще, чем закрывались», — отмечает FinExpertiza: среди них Москва, Московская область и Чечня.
При этом в подавляющем большинстве субъектов количество действующих предприятий сократилось, а в некоторых бизнес закрывали в 2-3 раза чаще, чем открывали. Антилидеры — это Воронежская область (открытых компаний 39% от числа закрытых), Коми (40,8%), Башкортостан (41,1%), Вологодская область (41,7%), Ростовская область (44,2%), Самарская область (45,6%).
Большая часть закрывшихся в минувшем году компаний была исключена из ЕГРЮЛ по решению налоговиков. Около 175,2 тысячи предприятий, или 62,5%, были уличены в предоставлении неверных сведений и не исправили их в течение полугода. «Это компании с признаками фиктивного бизнеса, где руководство владеет множеством юридических лиц, а по адресу предприятия зарегистрированы сразу несколько организаций», — отмечает FinExpertiza.
Еще 55,9 тысячи предприятий, или 20%, являлись фактически недействующими компаниями: в течение 12 месяцев не сдавали налоговую отчетность и не проводили операций по банковским счетам. По инициативе собственников были ликвидированы 49 тысяч компаний, или 17,5%, в том числе 6,9 тысячи — в порядке банкротства.
С 1 апреля до октября в России действовал мораторий на банкротства. А его отмена «повлекла лавинообразный рост заявлений от кредиторов об обращении в суды», говорит адвокат коллегии адвокатов Delcredere Сергей Савосько: в октябре их число вдвое превысило прошлогодние цифры, а в ноябре — в 1,4 раза. В будущем это приведет к такому же росту банкротств, считает Савосько.
Расширять бизнес в условиях санкций, рецессии, падения платежеспособного спроса и разрушения связей с иностранными партнерами планируют лишь 12% российских компаний, показал опрос, который совместно провели Институт экономики роста им. П. А. Столыпина, «Эксперт РА» и Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ). Подавляющее большинство — 48% предпринимателей — думают лишь о том, как сохранить бизнес.