Волна банкротств прокатилась по компаниям из граничащих с Украиной регионов России. В Белгородской и Воронежской областях по итогам 2022 года число банкротств юридических лиц подскочило до 28%, тогда как в целом по России показатель снизился на 12%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные «Федресурса».
Так, в Белгородской области за год разорились 73 компании, или на 28% больше, чем годом ранее (57-м в 2021 году). В Воронежской области несостоятельными были признаны 95 компаний, или на 12% больше, чем в 2021 году (тогда было 85-ть).
Также высокое число банкротств зафиксировано в Орловской области — на 9% больше, чем годом ранее (23-и). Однако в других регионах Черноземья динамика оказалась общероссийской. В Липецкой области число корпоративных банкротств сократилось на 24% (31 разорившаяся компания вместо 41-й). В Тамбовской области — на 16% (41 вместо 49-ти годом ранее). А в Курской области — на 4% (44 против 46-ти в 2021 году).
Рекордное число банкротств в Белгородской области может быть напрямую связано с войной в Украине, говорит директор воронежского филиала СРО «Авангард» Игорь Вышегородцев. «Видно, что бизнес уходит из региона и закрывает проекты. А банкротство — один из способов сделать это прозрачно и цивилизованно. Но это касается лишь решений, вынесенных в самом конце 2022-го», — говорит Вышегородцев.
По его словам, средний срок рассмотрения иска о банкротстве — шесть месяцев. «Не исключено, что в статистике мы видим результаты поданных еще в предыдущем году исков, которые рассматривались в первом полугодии. Таким образом, о реальных экономических итогах 2022-го в плоскости банкротств можно будет судить лишь к концу 2023-го», — пояснил Вышегородцев.
При этом в России с 1 апреля по 1 октября 2022 года действовал мораторий на подачу исков о банкротстве. Несмотря на это, компании в Черноземье могли отказаться от него либо подать иски о самобанкротстве, говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
«Если бизнес не способен оперативно адаптироваться к новым условиям, то применение моратория было способно лишь отсрочить наступление дефолта по обязательствам и сгенерировать еще более высокие риски привлечения к субсидиарной ответственности его бенефициаров в будущем», — пояснил Жарский.
В 2023 году число банкротств компаний в Черноземье вырастет, прогнозирует он. Однако руководитель «Федресурса» Алексей Юхнин считает, «никаких предпосылок к всплеску количества корпоративных банкротств в ближайшей перспективе не видно».