Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россияне увеличили объем покупок в рассрочку в 10 раз

Агентство «Москва»

После начала войны потребительское кредитование в России рухнуло в 6 раз и к концу 2022 года едва приблизилось к уровню предыдущего. В то же время рассрочка, напротив, выросла в 10 раз, пишет «Коммерсантъ». 

Объем выданной рассрочки достиг 10 млрд рублей — это в 10 раз больше уровня прошлого года, следует из данных сервиса «Тинькофф» «Долями». Общий объем рассрочки в России составляет десятки миллиардов рублей, что тоже на порядок больше по сравнению с 2021 годом, оценивают собеседники издания на рынке.

При этом еще в августе 2022 года сервис FlexiPay прогнозировал, что рынок рассрочки не превысит 8 млрд рублей. 

Банк запустил «Долями» в апреле 2021 года. Поэтому высокий темп роста объясняется в первую очередь эффектом низкой базы — рынок рассрочки только начал формироваться в России. 

BNPL-сервис (Buy now, pay later, или «покупай сейчас, плати потом») — это аналог POS-кредита (point of sales, то есть кредит в точке продажи). Он не так давно появился на российском рынке. В отличие от кредитов, рассрочка позволяет не платить проценты. 

В России BNPL-сервис предлагают крупные банки: «Тинькофф» («Долями»), Сбербанк («Плати частями»), Альфа-банк («Подели»), а также маркетплейсы — «Яндекс» («Сплит»), ЦФТ (PayStep), Ozon.

Рассрочки постепенно вытесняют POS-кредиты, говорит руководитель группы по работе с финансовыми институтами компании ДРТ Максим Налютин. 

С учетом роста объемов рассрочки интерес к ней проявляет Центробанк. ЦБ считают необходимым ввести регулирование BNPL-продуктов. Регулятор планирует сблизить законодательство о потребкредитовании и законодательство, регулирующее услуги рассрочки. 

Несмотря на существенный рост выдачи рассрочек, россияне в 2022 году больше экономили, нежели тратили. Из-за кризиса, вызванного войной в Украине и санкциями, в 2022 году сильно сокращались потребительские расходы. Объем продаж непродовольственных товаров сокращался больше чем на 10% шесть месяцев подряд. В ноябре, по данным Росстата, показатель упал на 11,7% год к году. 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку