Российский бизнес фиксирует рост коррупции на фоне санкций за войну в Украине. Каждая третья компания (31,5%) призвала власти усилить борьбу с ней, показал опрос Института народохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН.
Это может свидетельствовать о том, что «расширение господдержки предприятий, возможно, сопровождается попытками ряда чиновников извлечь личную выгоду из участия в распределении дополнительных бюджетных средств», цитирует РБК выводы авторов исследования.
Они отмечают, что еще весной 2022 года доля компаний, которых волновала коррупция, составляла 23,3%. Также выросло число компаний, считающих проблемой высокий уровень бюрократизма — с 18% весной до 20,8% в конце 2022 года.
Одновременно с этим сократилось число компаний, жаловавшихся на «бездеятельность органов государственной власти в экономической сфере», — с 18% до 15,3%. Также стало меньше предприятий, жалующихся на «отсутствие нормальных законов, регулирующих экономическую деятельность», — с 19,3% до 14,4%.
Опрос ИНП РАН проводился в ноябре–декабре 2022 года среди 132 предприятий. При этом число участников опроса сократилось, поскольку многие из них «взяли паузу и не заполнили анкету», отмечают исследователи.
Результаты опроса оказались «тревожными», говорит директор Института экономики роста им. П. А. Столыпина Антон Свириденко. По его словам, на ощущение роста коррупции могли повлиять «процедуры распределения государственной поддержки». Где-то «используются нечестные способы борьбы за нее», допустил Свириденко. Также в законодательстве появилось больше «неопределенностей», которые государственные органы могут трактовать по-разному, а отдельным коррупциогенным фактором стал параллельный импорт, считает эксперт.
«В условиях, когда не все предприниматели понимают, как правила изменились, у чиновников открывается окно возможностей для недобросовестного использования своих полномочий, что, конечно, повышает коррупционные риски», — говорит заведующий проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики НИУ ВШЭ Дина Крылова.
По ее словам, существенная доля коррупции связана с бюрократической волокитой и новыми трудностями, которые предприниматели не знают как преодолеть. Бизнес сигнализирует властям, что «старый» уровень коррупции он «не потянет» в новой экономической ситуации, поэтому государство должно уделить борьбе со взяточничеством больше внимания, резюмирует Свириденко.