Осенью, после мобилизации, на захваченных российскими войсками территориях Украины резко вырос спрос на легковые автомобили, особенно внедорожники, рассказали The Moscow Times донецкий перевозчик и двое военнослужащих в Луганской и Запорожской областях.
Главные интернет-площадки для торговли подержанными автомобилями — Авито и Авто.ру — уже заработали на оккупированных территориях, но актуальных объявлений там пока нет. Такие сделки главным образом обсуждают в чатах и в соцсетях. В мелитопольских, луганских и донецких телеграм-чатах автобарахолок много объявлений от военных и служащих ЧВК о покупке подержанных «Нив» и УАЗов.
«Их используют как угодно — для разведки, подвоза боеприпасов, поездки в магазин за хлебом, — рассказал один из военных, искавших автомобиль. — На таких машинах удобно ездить „по полям“», — объяснил он.
Штатную технику, находящуюся на балансе воинской части, использовать для личных целей запрещено. К тому же она часто бывает неисправна. «Колом стоит, потому что ни ремонтников, ни запчастей нет», — объяснял один из военных телеграм-каналов.
В середине января, после назначения Валерия Герасимова командующим российской армией в Украине, несколько поддерживающих войну в Украине телеграм-каналов писали о ряде новых запретов для военнослужащих. В числе прочего сообщалось о запрете использования личных полноприводных машин и требовании передать их на баланс Минобороны. «Тот, кто в Москве все эти приказы рисует, точно на нашей стороне?» — недоумевал автор другого военного телеграм-канала.
«Официальный запрет [на личные автомобили в войсках] появился, да», — подтвердил The Moscow Times военнослужащий, находящийся под Луганском. По его словам, руководство действительно требует приписывать автомобили к подразделениям и ставить на них черные военные номера. Это вызывает возмущение у военнослужащих, однако пока до серьезных конфликтов не дошло.
Несмотря на запрет, российские военные в Украине продолжают скупать автотранспорт. Корреспондент The Moscow Times обнаружил как минимум пять объявлений о поиске машины от военнослужащих в одном из чатов Мелитополя. Под видом покупателя, ищущего внедорожник, корреспондент написал двум продавцам-перекупщикам.
«Пока такого [внедорожников] ничего нет, так как спрос очень большой», — ответил один из продавцов. На вопрос о том, связан ли спрос с военнослужащими, продавец не ответил. Другой перекупщик сказал, что уже продал свой внедорожник. Однако спустя три дня мужчина написал, что у него появилась трехдверная старая «Нива», которую он готов продать за 170 тысяч рублей, что сопоставимо с ценами на аналогичные авто в России.
«На 100 человек, думаю, человек 20 покупают тачки или просто ****** [угоняют], — рассказал на условиях анонимности один из военнослужащих, находящийся в Луганской области. — Мы на угнанной тачке тут ездили одно время. Вскрыли машину бесхозную, завели проводами и катались. Потом в подразделение отдали, к ней миномет приделали».
Военный отметил, что «раньше машины угоняли часто, но сейчас реже», так как брошенных мирными жителями авто осталось мало. В Донецкой области похожая ситуация была в 2014 году, напоминает один из местных перевозчиков: «Хорошие автомобили угоняли или отбирали. Много машин уехало в Россию — граница тогда практически никем не контролировалась. Через полгода-год по городу в основном дешевые машины ездили, хорошие были либо у новой власти, либо у военных».
Гражданские автомобили, по словам военнослужащих, нередко используют в военных действиях, устанавливая на них пулеметы или гранатометы. «На чем тут только не воюют. „Нивы“, УАЗики, „Жигули“-„шестерки“, даже на мопедах», — рассказал военнослужащий из Луганской области. Он отметил, что так гражданский транспорт используют обе стороны конфликта. «Это в порядке вещей», — добавил он.
Личные автомобили в оккупированной Украине военные используют не только для бытовых и военных нужд. Один из мобилизованных, находящийся под Мелитополем, рассказал, что многие рассчитывают использовать авто при отступлении.
“Здесь полный бардак. Мы думаем, что в случае отступления централизованного отхода не будет. Многие парни скидываются и покупают автомобили, чтобы просто быстро отсюда уехать. Обычно по трое-четверо, чтоб было не слишком дорого. Мы втроем с ребятами из моей области взяли “Ниву”, ездим на ней за продуктами в село, но в случае чего сядем и поедем отсюда”.