Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Аэрофлот» лишится половины иностранных самолетов к 2030 году

Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

Крупнейший авиаперевозчик России — группа «Аэрофлот» — спишет 188 из 349 иностранных самолетов до 2030 года из-за невозможности их обслуживать в условиях санкций, пишут «Известия» со ссылкой на презентацию обновленной стратегии развития авиагруппы.

Для замены Boeing и Airbus компания рассчитывает получить 339 лайнеров российского производства, в том числе 40 Ту-214, 89 SSJ-New и 210 МС-21. За счет этого общий парк самолетов компании должен увеличиться на 43%, примерно до 500 бортов.

«Этот прогноз может быть пересмотрен в сторону более оптимистичного в части увеличения количества импортной авиатехники и, соответственно, доли рынка.<…> Соотношение иностранных и отечественных самолетов в парке группы будет 30 на 70% соответственно», — отметил гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский.

Также компания продолжит переговоры о выкупе иностранных бортов из европейского лизинга. Санкции ЕС за войну России против Украины предписывают разорвать лизинговые контракты и вернуть суда их владельцам. Однако, по словам Александровского, перевозчик понимает, как можно их выкупить в собственность компании.

В то же время у «Аэрофлота» пока есть только рамочные контракты на поставку российских самолетов, а первые два SSJ-New компания получит лишь в декабре 2023 года. «Согласование контрактов занимает достаточно длительное время. <…> Там много вопросов, связанных с поддержанием летной годности, обслуживанием двигателей, по агрегатам и так далее», — пояснил глава «Аэрофлота».

Одновременно с сокращением числа иностранных самолетов в парке «Аэрофлот» пересмотрел и прогноз по объему пассажирских перевозок. Если в прежней стратегии до 2028 года компания планировала выйти на показатель 130 млн пассажиров в год, то теперь к 2030 году надеется достичь уровня в 65 млн.

В 2022 году три авиакомпании группы «Аэрофлот» (сам «Аэрофлот», а также региональная «Россия» и лоукостер «Победа») перевезли в общей сложности 40,7 млн пассажиров, или на 11% меньше, чем в 2021 году. Ежегодно до 2030 года компания рассчитывает прибавлять к этому показателю 6%.

Эксперты считают прогнозы «Аэрофлота» «оптимистичными». «Ужесточение ограничений или жесткий контроль за их соблюдением может ухудшить ситуацию», — предупреждает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Из-за потери иностранных самолетов может упасть роль «Победы», так как лоукостер может работать только при наличии достаточного эффективного парка, считает эксперт.

Также существует риск недопоставок в срок российских самолетов, отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. По его словам, даже если представить, что весь отечественный авиапром будет работать только на обеспечение «Аэрофлота», то все равно поставка 339 бортов до 2030 года выглядит слишком оптимистично.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку