Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Экспорт нефти из России подскочил до 7-месячного максимума, но доходы от него падают

YURI KOCHETKOV / EPA / ТАСС

Морской экспорт сырой нефти из России вырос на последней неделе января до самого высокого уровня с июня 2022 г., свидетельствуют данные Bloomberg о танкерных перевозках. Возможным объяснением может быть попытка увеличить морские поставки в ситуации, когда Германия и Польша практически перестали покупать трубопроводную нефть, а Европа в целом вот-вот прекратит приобретать российские нефтепродукты.

Поставки за неделю по 27 января увеличились на 6% по сравнению с предыдущей неделей до 3,3 млн баррелей в сутки (для сглаживания краткосрочных колебаний Bloomberg использует среднее значение за последние четыре недели).

На второй неделе декабря, когда в полной мере стало действовать европейское эмбарго и установленный западными странами потолок, среднесуточные поставки оказались минимальными с начала войны – 1,5 млн в сутки, ровно вдвое меньше, чем неделей ранее. Затем, когда судоходные компании приспособились к потолку, поставки начали расти.

Отгрузки из балтийских портов Приморск и Усть-Луга в январе вырастут до 7,4 млн тонн – в 1,5 раза по отношению к декабрю и станут максимальными с 2019 г., сообщал на прошлой неделе Reuters со ссылкой на данные Refinitiv Eikon. Правда, эта цифра включает не только российский сорт Urals, но и казахстанский KEBCO Blend. Bloomberg поставки из Казахстана не учитывает; по его данным, отгрузка из балтийских портов увеличилась за последнюю неделю января на 16% по сравнению с предыдущей до 1,98 млн баррелей.

Пока западные страны получают то, что хотели, – отсутствие перебоев в поставках на мировой рынок и снижение притока нефтедолларов в Россию. Танкеров достаточно. «Рынок морских перевозок всегда способен адаптироваться к политическим изменениям», – сказал The Wall Street Journal Ларс Барстад, гендиректор танкерной компании Frontline.

Обеспечить поставки и при этом выдержать потолок помогают такие компании, как индийский стартап Gatik Ship Management. Как следует из базы данных морских перевозчиков ЕС, для транспортировки российской нефти Gatik собрал 25 танкеров средним возрастом 17 лет – обычно такие суда владельцы уже готовы отправлять на металлолом. Но с 5 декабря по 14 января семь танкеров Gatik приняли российскую нефть в балтийских и черноморских портах (один даже сделал два рейса), по данным Refinitiv и MarineTraffic. По данным страховой базы и словам топ-менеджера ассоциации страховщиков American Club, суда Gatik страхуются у нее – то есть подтверждают, что покупают нефть по цене ниже потолка, пишет WSJ.

Некоторые традиционные операторы, взяв поначалу паузу, тоже активизировались, отмечает газета. Среди них – греческая TMS Tankers: ее суда загрузили российскую нефть 14 раз в период с 5 декабря по 14 января.

Хотя объемы экспорта с середины декабря растут, Urals продолжает продаваться по цене гораздо ниже потолка и сорта Brent. По данным Министерства финансов России, с середины декабря по середину января средняя цена составила $46,82 за баррель. Это примерно на $35 дешевле Brent.

Поступления в бюджет от экспортной пошлины составили на последней неделе января $56,2 млн, на $13 млн меньше, чем неделей ранее (если смотреть по скользящей средней за четыре недели). В первую неделю декабря, когда эмбарго и потолок еще частично не действовали, поступления от пошлины были $122,5 млн.

В апреле 2022 г. они превышали $200 млн в неделю, летом составляли $150-160 млн, затем стали постепенно сокращаться.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку